Бензин в России стремительно растет к 40 рублям за литр

Бензин в России стремительно растет к 40 рублям за литр

У топлива чересчур длинные цены

Бензин в России стремительно растет к 40 рублям за литр
фото: Кирилл Искольдский

Топливные стоимости в нашей стране толкают вверх сразу несколько факторов. Это и налоговый маневр, когда страна снижает экспортные пошлины на нефть, что стимулирует повышение стоимости горючего на внутреннем базаре. Это и рост цен на «черное золото» на мировых торговых площадках. Это и укрепление рублевки.

Однако это вполне рыночные методы. Существуют моменты, когда страна само толкает рынок к повышению цен. Например, за счет увеличения акциз. В 2017 году этот вид фискального сбора также претерпит изменения. Ставки акциза на автомобильный бензин, не соответственный пятому классу, возрастут с 2017 года до 13,1 тыс. рублей за тонну (в январе 2014-го он возрос с 9 до 11 тыс). Акциз на бензин пятого класса вырастет до 10,13 тыс. рублей (в январе 2014-го он составлял немногим немало 5,6 тыс. рублей). В будущие годы эти ставки будут вырастать еще больше. Объяснение простое — чиновники хотят пополнить федеральный бюджет добавочными 430 млрд. рублей ежегодно. Есть предложения, по каким акцизы на бензин четвертого и пятого классов вырастут на 6,5% и на 36,4% соответственно, тогда рост цен на горючее будет еще существеннее.

По суждению начальника аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова, к крышке этого года литр горючего на среднестатистической российской заправке будет обходиться минимум на 10% дорогостоящей сегодняшнего уровня.

И это еще не самый негативный прогноз. Уже сейчас стоимость бензина в розничных сетях в России начинает вырастать как на дрожжах, полагает старший аналитик Альпари Анна Бодрова. За прошедшую неделю, по расчетам Московской топливной ассоциации, АИ-92 вырос в стоимости на 14 копеек, АИ-95 подорожал на 16 копеек, дизельное топливо добавило 21 копеек за литр. Это средние цифры по стране. Две трети стоимости литра бензина в России составляют акцизы и сборы, все прочее — само топливо и сопутствующие расходы. При всем при этом главы крупных нефтяных компаний и ранее сообщали о потенциале роста цен на топливо в 2017 году в среднем на 10-12%. Обыкновенно Федеральная антимонопольная служба и чиновники других ведомств следят за тем, чтобы бензин не обгонял в динамике инфляцию и, как правило, это стратегия трудится. Однако, как заявил в конце прошлого года, замглавы Минэнерго Кирилл Молодчин, рост цен на бензин в 2017-м не будет опережать инфляцию. «Те, кто сообщает обратное, — «провокаторы», — отметил чиновник.

Но в линии российских регионов ценник на литр топлива на АЗС превысил значительный психологический рубеж. «Например, АИ-95 по цене уже стал больше 40 рублей за литр», — помечает Анна Бодрова. Есть отдельные сообщения, что в ряде районов и районов, в основном на Севере, обнаружены цены за литр АИ-92 в 64 рублевки. «Возможно, это и единичные случаи, но тенденция наметилась. Новый скачок стоимости бензина может прийтись на весну-начало лета. С 1 июля все торгуемое в России топливо должно соответствовать классу Евро-5. Любые издержки продавцов, производителей и прочее стандартно перекладывается на рамена потребителей», — отмечает Сергей Суверов.

Нельзя исключать, что до крышки года такими темпами наиболее востребованные марки АИ-92 и АИ-95 в посредственном подорожают на 1,5-1,7 рубля за литр. Но это минимум. Стоит готовиться к тому, что те же марки повсеместно победят планку в 40 рублей и закрепятся на этом уровне надолго. «Сообразно планам властей по акцизам на 2018 и 2019 годы, топливо будет вырастать в цене на 7-12% ежегодно, поэтому какой-то длительной стабилизации стоимости ждать не стоить. Отказаться от автомобилей в пользу общественного транспорта целиком невозможно, потому населению придется «тянуть лямку» и за себя, и за нефтяные компании. Вылито, что со временем личный автомобиль действительно станет роскошью, а не объектом повседневного использования», — отмечает Анна Бодрова.