«Дотянуть российские зарплаты хотя бы до китайских»

«Дотянуть российские зарплаты желая бы до китайских»

По уровню активности и условия для бизнеса целевой ориентир для России — Малайзия и Индонезия

«Дотянуть российские зарплаты хотя бы до китайских»
фото: Наталия Губернаторова

Наш прогноз по ВВП и темпы «у них»

В уточненном «Прогнозе социально-экономического развития до 2020 года» оценки темпов ВВП края в ближайшие 3 года даны на уровне 2,1–2,3% (базовый сценарий). Прогноз промпроизводства сохранен в 2017 году на степени тех самых 2%, но повышен в среднем до 2,5% на 2018–2020 гг. Основное же отличие от прошедших оценок — инвестиции в основной капитал предприятий темпами от 4,% до 5,7% в год, что реально было бы недурно: деньги, вложенные в производство, а не вертящиеся в финансовых схемах, и истина способны ускорить промышленный рост. Значит, привести чуть запоздалее к более заметному увеличению доходов: сперва работников этих самых предприятий. Ну, или для основы их владельцев… Затем и потянуть цепочкой рост доходов в сфере услуг, где эти добавочные деньги будут рано или поздно потрачены.

Все хорошо, раскалывай прогнозы эти сбудутся. Плюс, ясное дело, лучше, чем минус и продолжение спада. Но и при выходе на плюс остаются проблемы, подход к каким даже, кажется, не намечен. Самую животрепещущую проблему значат, если вслушиваться в смысл их речей внимательнее, сами наши министры. «В ближайшие кварталы будут предлагаться дополнительные меры, чтобы выйти к 2020 году на темпы роста рослее среднемировых, а мировые мы ожидаем на уровне 3% или ниже», — объясняет нам сценарии глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

Добавочные инвестиции

То есть мы ориентируемся в планах вовсе не на темпы Китая, где, по этим на сентябрь, +6,9% годового роста ВВП. Даже на вираже, когда экономисты в голос «рыдали» о страшном замедлении в Поднебесной, темп Китая тогда не опускался ниже 6,7%. Мы гонимся не за Индией с ее 5,7% роста и не глядим на Индонезию с ее стабильным третий год подряд ростом в 5%. И итого лишь собираемся в компанию к другим двум странам БРИКС: Полуденной Африке и Бразилии. Первая прогнозирует лишь 1,1% роста в этом году. Вторая по итогам сентября показала экономический рост в годичном выражении и того меньше — всего 0,3% в год. Это лучше спада по ВВП на -5%, какой наблюдался в середине 2016 года, но значительно хуже показателей умалишенного 2010 года, когда темпы роста ВВП составили от 7,5% до 9%.

России желая бы на 2–3 года, еще лучше на 5–7 лет, жизненно необходим прорыв. Не лишь в сухих цифрах ВВП, а в качестве жизни. Чтоб каждый трудящийся россиянин и его семья заметили, что кошелек стал толще не по формальному числу банкнот, а по реальной покупательной способности. Отсюда естественный скептицизм народонаселения к планам роста на 2–3%, а у пенсионеров — недоверие к надбавкам на 300–500 рублей. Все соображают: это лучше, чем скользить по наклонной, но кардинально такие косметические правки житье не изменят. В США зарплата в $1 тыс. в месяц (в 1,5–2 раза вяще, чем в среднем по России) — это, согласно планам Трампа, не облагаемый налогом минимум дохода, вроде нашего МРОТ.

По степени зарплат большинства населения нам хотя бы дотянуться до китайцев, оклады каких позволяют достойно устраивать свой быт и приносят средства для странствий по всему миру. По уровню активности и условий для бизнеса целевой ориентир России — Малайзия и Индонезия.

А вовсе не абстрактные «среднемировые» темпы роста, какие за счет стран, где граждане живут зажиточно, естественно, низенькие. Жители Германии, конечно, могут поворчать, что с 2011 года их ВВП ни разу не прирастал немало чем на 0,7%. Или Британия с темпами 1,7%. В Австралии темп среди краёв с высоким уровнем жизни один из максимальных, но это всего 3% к ВВП.

Впрочем, любой из нас, кто бывал в этих странах, понимает уровень и чисто бытового комфорта, и обеспеченности жильем, и рослых доходов. Чтобы приблизиться к ним, России необходимо двигаться со скоростью в 2–3 раза скорее, чем собираются чиновники.

Сделать бизнесу тепло, как в Азии

Чего же не хватает, чтобы бизнес-климат помогал обогащаться гражданам? Побольше направляющих рыночно-плановых элементов финансовой политики на степени регионов. Опыт особенно азиатских стран показывает: бизнесу здорово задавать русло, указывая «деньгами» и приоритетами, куда ему литься, какую выгодную нишу занять. В Китае государство, здешняя власть вообще директивно определяет, в каких видах предприятий кушать потребность в данном городе, провинции, порой даже на этой улице. И выдаст разрешение учредить фирму, только если посчитает, что для ее труды есть условия. Наверное, это чересчур для нас, но степень госучастия в рекомендациях по открытию фирм или заводов, небольших предприятий очень велика и в других странах-представителях азиатского «экономического чуда». Никакой «невидимой длани рынка», который сам внушит бизнесменам все правильные мысли и все отрегулирует.

Индонезийский «слон» почивал долго: ведь еще в начале 80-х в основе экономики там были добыча газа и нефти плюс сельское хозяйство. Правительство генерала Сухарто прочертило модернизацию: после его смерти клану его семьи и друзей относится до 15% экономики страны, но зато все работает. Правда, очередной кризис сервировал и Индонезию, сырьевая доля в экономике все еще велика, валюта обрушилась в несколько раз, но затем темпы роста опять чудесным манером восстановились. Потому что налажено производство японской радиоаппаратуры, автомашин, много технологичных предприятий. В 2005 году правительство взяло, уместно, под опеку и «консолидировало», укрупнило банковский сектор, помогло разрешить вопрос с проблемными долгами. В экономике Индонезии, при всем базарном ее характере, вообще активна роль государства: ему принадлежат 140 крупных предприятий в различных секторах, и государство контролирует цены на базовые продукты столы и горюче-смазочные материалы. И там миллионы малых предприятий и надомных производителей: в легкой, пищевой индустрии, ремеслах.

Мы в России могли бы по примеру Азии активнее задавать «ложи» деятельности, особенно для малого и среднего бизнеса в регионах. Так, через региональные банки с так называемыми «базовыми лицензиями», какие сейчас смогут активно сотрудничать с корпорацией МСП. Допустим, подобный региональный банк совместно с муниципальной властью определяет 5 приоритетных курсов (отраслей развития) для города и области. Открыто объявляет конкурс: в таком-то зоне хотим сделать швейный цех, а вот там производить стройматериалы или электрические чайники по новоиспеченной технологии, на которую есть патент. Здесь строим городскую прогулочную пояс, и надо бы штук 5 семейных ресторанов. А вот тут хотим производить комплектующие для поставок предприятию, какое уже строится там-то и там-то в нашей или в соседней области. Приходят люд регистрировать свой бизнес, а с них не просто кучу разрешительных бумажек упрашивают, а предлагают им взять выгодные условия — конечно, в случае если те согласятся избрать именно предложенный профиль бизнеса, взять одно из приоритетных курсов или заняться предложенным проектом. И тогда им сразу по утверждении бизнес-плана — беспроцентная ссуда на аренду помещений от банка при госгарантиях. На год, чтобы после частями возвращать. И еще кредит под 5% годовых на сумму до 50% от необходимых оборотных средств, остальное частники должны вложить все же сами либо взять уже в кредит на всеобщих условиях. Плюс доля регионального банка под обеспечение корпорации МСП в таком предприятии, то кушать по сути явное и прямое участие государства, которое может дать предприятию налоговые суперльготы, но зато участвовать в барыши предприятия, получая свой процент пропорционально доле участия. Страна будет иметь процент до тех пор, пока предприятие еще не расплатилось со всем длинном, процентами и ссудой, плюс еще 2 или 3 года — чтобы банк и страна имели свой интерес и «состригли» бы прибыль с уже близкого к целому циклу и работающего как следует предприятия. Банк покроет, таким манером, и свои риски от финансирования так и не заработавших, увы, проектов, которые тоже неминуемо будут. Одновременно госгарантии от корпорации МСП и от банка дадут возможность избегать излишних проверок и согласований, чтобы новый бизнес не кошмарили: в этом будет и существенный заинтересованность уполномоченного регионального банка. В Сингапуре и Малайзии распространены, так, гранты для стартапов, которым на этапе становления не надо платить налоги на сотрудников, а налог на барыш берется как раз только когда предприятие раскрутится.

Реальные доходы — на докризисный степень?

Произошел ли уже перелом по реальным доходам? Нужно как воздух, чтобы они у народонаселения перестали медленно падать, а начали хотя бы так же медленно уже вырастать. С 2014 года, когда были введены антироссийские санкции, начали остро падать нефть и рубль. Опираясь на официальные цифры, получается, что реальные доходы упали на 11%. На самом деле крах в доходах оказался, конечно же, глубже: номинальная начисленная посредственная зарплата, даже согласно критикуемым данным Росстата, в I квартале 2014-го составляла 30 057 руб., а по этим за II квартал 2017-го выросла до 40 712 руб. При этом еще в январе официально статистика подавала среднюю зарплату по России 35 369 руб., то есть на 5 с лишним тысяч меньше, а самые заключительные доступные цифры, июльские, показывают 38 619 руб. Как ни крути, прирост зарплаты, даже если веровать этим данным, на январь составил не более 16,7%, а к июлю — не немало 28,5%. Что замечательно, если не знать, что цены на товары каждодневного спроса, за которыми люди и ходят чаще всего в лавки, за эти 3 года выросли более чем вдвое. Так что фактически реальные доходы людей упали в посредственном более чем на 20%. Именно это и надо принять за точку отсчета как данность.

Это соображают и министры: на правительственном часе в Совете Федерации 27 сентября Максим Орешкин так и пояснил: «Нам потребуется несколько лет, чтобы восстановить утраты доходов населения кризисных 2014–2015 годов». Но даже если все нынешние планы исполнятся, то его ведомство, Минэкономразвития, ожидает на практике рост реальных доходов народонаселения всего на 3% по 2017 году, и на 4% по 2018 году. Но даже если от докризисной «базы» в 100% отнять вначале «официально-статистические» 11%, а потом прибавлять 2 года 3% и 4%, то выйдет, увы, как итог по-прежнему снижение доходов -5,33%… Если же находить от минус 20% убыли, тогда такими темпами на возвращение желая бы к прежнему уровню жизни нам потребуется не менее 10 лет. Не для выхода на новоиспеченные передовые рубежи, а просто чтобы нагнать упущенное. Весьма сомневаюсь, что такая скорость хоть кого-то воодушевляет.

В минус нынешним прожектам и прогнозам можно храбро засчитать и явно заниженный учет инфляции. А ведь чем ниже находить инфляцию, тем меньше будет «вычитаться» из прироста зарплаты рост цен и тем скорее будет получаться официальный рост реальных доходов. На деле же любой россиянин по состоянию своего кошелька понимает, что реальные доходы надо находить никак не по отношению к официальной «росстатовской» инфляции, которая меряет рост цен по безотносительно устаревшей потребительской корзине. Туда включено по большому счету что угодило в случайных «научно просчитанных» пропорциях: 280 г картошки, 300 г хлеба и овощей в сутки, еще меньше фруктов и на 2 дня 1 яйцо… «две куртки с меховой подкладкой и без, пальто или плащ» с расчетом на 7,5 лет… 7 пар мужских носков и 5 пар дамских колготок на 1,5 года… и так далее. Посчитать могут товары по тому ассортименту, какой вы не купите, но цены на который изменились мало, но вряд ли включат в расчет стоимости на то приличное пальто, которое вы себе выберете не из их «корзины», или тот сорт ребяческого йогурта, который любит ваше чадо, плату за кружок ребенка и ваш фактический тариф на ЖКХ. Потому хотя снижение инфляции за этот год и налицо, но «личная» инфляция любого, конечно, будет выше, чем «росстатовские» 3,1% за год. Никто же не размышляет всерьез, будто цена пакета молока выросла с 50 руб. итого лишь на 1 руб. 55 коп.

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Санкции . Хроника событий