«Геликон-опера» готовит премьеру оперы «Чаадский»

«Геликон-опера» готовит премьеру оперы «Чаадский»

Опубликовано ср, 26/04/2017 — 09:39 пользователем NEWSmuz.com

В арене «Геликон-опера» состоится мировая премьера оперы Александра Маноцкова «Чаадский» в постановке культового режиссера современности Кирилла Серебренникова.
Автором идеи создания оперы сделался известный художник и продюсер, заслуженный деятель искусств России Павел Каплевич. Музыкальный глава постановки – дирижер Феликс Коробов, художник-постановщик – Алексей Трегубов. Премьерная серия «Чаадского» пройдет с 1 по 4 июня 2017 года на сцене зала «Стравинский».

24 апреля 2017 года в «Геликоне» состоялась первая встреча авторов проекта с труппой арены – продюсер Павел Каплевич познакомил артистов с командой постановщиков, режиссер Кирилл Серебренников представил собственный замысел и рассказал о спектакле, автор музыки композитор Александр Маноцков детально объяснил музыкальную идею и особенности партитуры, а после экспликации прошла первая репетиция. На встрече также присутствовали художник-постановщик Алексей Трегубов, дирижер-постановщик Феликс Коробов, балетмейстер-постановщик Евгений Кулагин, ассистент художника по костюмам Тамара Эшба и режиссер Денис Азаров.

«Вечно приятно начинать что-то новое, а этот проект – совсем новый по всем составляющим. Это редкий случай оперы, написанной нашим современником, — приметил Кирилл Серебренников. – Мне кажется, это очень важное человечье и гражданское высказывание о том, что сейчас происходит в России, в Москве, что выходит с человеком определенных взглядов, определённого направления мысли, разумы, это слепок наших сегодняшних настроений, чувств, сомнений».

Не невзначай фамилия главного персонажа созвучна фамилии главного героя знаменитого созданья Грибоедова. Чаадский – Чацкий – Чаадаев. Связь между вымышленными героями и авторами «Философических посланий» и «Горе от ума» абсолютно логична и закономерна. «Мой Чаадский — синтезированный персонаж. В комедии Грибоедова не лишь он сам был прототипом своего героя – автор имел в виду и Петра Яковлевича Чаадаева, — разъяснил композитор Александр Маноцков. – И этот анекдот, что человека сочли умалишенным, взят из жизни: Чаадаева объявили сумасшедшим, когда он написал свои «Философические послания». Но мы использовали и другие литературные первоисточники – последний монолог из «Писулек сумасшедшего» Гоголя, персидскую поэзию…Для меня огромное смысл имел роман «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова. В нем присутствует значительнейший мотив, что человек из душной, давящей со всех сторон чиновно-служебной реальности вырывается в совершенно другую жизнь, выскакивает, как в форточку и… погибает. А Чаадский, мой персонаж, сходит с ума. Он действительно сходит с ума. При этом он сходит с ума по-настоящему, но этого никто не соображает, и сумасшедшим его объявляют по совершенно другому поводу».

При создании оперы Александр Маноцков использовал темы грибоедовских вальсов ми-минор и ля-бемоль мажор, какие вплетены в музыкальную ткань оперы на протяжении всего поступки.

Кирилл Серебренников предупредил, что «хотя у нас с Алексеем Трегубовым решение образовалось легковесно, сделать наш спектакль будет совсем непросто». И от артистов, задействованных в постановке, потребуется высочайший профессионализм и необыкновенные умения. «Я знаю, что в любом другом музыкальном театре Москвы и России это было бы невозможно, — добавил режиссер-постановщик. –Это вероятно только в «Геликоне».

Еще одна деталь – автором костюмов сделался сам Кирилл Серебренников.

«Это очень русская, очень московская история,- подчеркнул режиссер. – Кушать два мира: мир успешных, богатых людей, живущих в хороших домах, в отличных условиях, занимающихся своими спа-процедурами, милыми любовными интригами, одетых по заключительнее моде. И есть другой мир людей, живущих в грязной земле. Они, как атланты, содержат поверхность, по которой в белых шикарных костюмах счастливо ходят успешные и состоятельные. Мы часто забываем, из чего состоит наша удобная существование, и за чей счет мы счастливы, успешны, улыбчивы и рады. Но господин Чаадский, господин Чаадаев и господин Грибоедов напомнят нам об этом».

Репетиции в арене начались, подготовка к премьере идет полным ходом. Премьерные показы состоятся 1, 2, 3 июня в 19 часов, 4 июня – в 16 часов.

Ключ: newsmuz.com