Индустрия запусков ракет в Великобритании пробуждается и намечает цели

Индустрия запусков ракет в Великобритании пробуждается и намечает цели

После массы усилий, предпринятых британским правительством, и долгих лет лоббирования заинтересованностей космической индустрии Соединённое Королевство, похоже, возвращается на базар услуг запуска. Источник изображения: оригинальная статья

28 октября 1971 года ракета-носитель Black Arrow («Черноволосая Стрела») стартовала с испытательного полигона Вумера в Австралии; она успешно вывела небольшой попутчик под названием Prospero, созданный с целью изучить влияние космического пространства на орбитальные аппараты. Это был первоначальный случай в истории Британии, когда она запустила полезную нагрузку на ракете собственной разработки и постройки; увы, такое событие сделалось одновременно и последним подобным, до сих пор.

Ведь тремя месяцами ранее правительство затворило программу Black Arrow, однако запуск всё равно состоялся, поскольку РН уже привезли в Австралию. По сути, Великобритания стала ещё и первой страной, какая обрела возможность производить орбитальные пуски только чтобы после тут же отказаться от неё.

Но теперь, после множества усилий, предпринятых британским правительством, и длинных лет лоббирования интересов космической индустрии Соединённое Королевство, вылито, возвращается на рынок услуг запуска. На Международном авиасалоне в Фарнборо, проходившем в половине июля, официальными лицами был сделан ряд заявлений, согласно каким запланировано восстановление способности страны выводить полезную нагрузку в космос с пусковых площадок на территории страны; однако средства вывода, в большинстве своём, пока будут стороннего производства.

Шотландский космопорт

Black Arrow, собственная разработка Великобритании, стартует с стрельбища Вумера, Австралия, 1971 год. Источник фото: Wikipedia

Постройка космодрома в Британии обсуждалась годами. В основном звучали предложения перестроить какой-либо из существующих объектов, вроде бывшей военной базы или недогруженного штатского аэропорта, в пусковую площадку суборбитальных аппаратов наподобие SpaceShipTwo от Virgin Galactic или для других систем с воздушным стартом. В 2015 году список потенциальных претендентов на переделку сузился до шести пунктов.

Однако, поскольку фокус внимания в индустрии сместился к микроспутникам и сверхмалым РН, закономерным манером начала меняться и стратегия британского правительства; и 15 июля оно огласило, что вместо одного кандидата из шести будет с нуля выстроена площадка вертикального старта в северной Шотландии.

«Увы, пришлось кой-какое время посекретничать», — говорит Рой Кирк, руководитель проекта в Highlands and Islands Enterprise; это агентство по развитию шотландской экономики как раз и получило государственный грант в 3,3 миллиона долларов, чтобы приступить работы по постройке космодрома на полуострове А’Мхойн в регионе Сатерленд, на нордовом побережье Шотландии.

Планируется, что с этой точки можно будет отвесно запускать небольшие ракеты с траекторией в северном направлении. «Попросту супер, что с нового комплекса мы как раз получаем доступ туда, куда вяще всего стремимся, например, на солнечно-синхронные орбиты или любые иные с настолько же высоким наклонением», — объясняет Рой Кирк — «Однако для этого не потребуется возводить какую-то громадину. Нам нужно не что-то вроде «ракетной аллеи» на мысе Канаверал, а скорее навыворот, наподобие того, что у Rocketlab в Новой Зеландии».

Кирк также добавил, что в дополнение к начальному взносу от правительства, Highlands and Islands Enterprise «заручилось принципиальной поддержкой» инвесторов ещё на 13 миллионов долларов, необходимых для постройки базовой инфраструктуры. Кроме того, уже начаты процессы согласования с экологическими и иными надзорными организациями относительно постройки космодрома, чтобы все необходимые документы были готовы к 2020 году.

«Получить все спрашиваемые разрешения может стать не так-то просто, и все подрядчики поставили своей мишенью добиться поддержки проекта со стороны населения», — повествует Кирк — «Согласно текущему графику работ мы вроде укладываемся, но в процессе планирования нас ожидает ещё множество препятствий, вне всякого сомнения. Мы очень рассчитываем на похвала местных, равно как и на вклад всех, кто участвует в этой большенный стройке. Но кто именно и насколько всерьёз „за нас“ — покажет лишь пора».

Средства выведения


Orbex, небольшой стартап из Великобритании, разрабатывает сверхмалую ракету-носитель под наименованием Prime, которую тоже предполагается использовать для пусков с космодрома в Шотландии. Ключ изображения: Orbex

Несмотря на то, что Космическое агентство Великобритании (UK Space Agency; UKSA) наконец избрало место для космодрома, не было ни слова сказано о том, кто же будет с него стартовать. Лишь на вытекающий день публике был представлен список компаний, которые готовы сделаться операторами при условии дополнительной господдержки.

Разумеется, одной из них сделалась Lockheed Martin, получившая на организацию запусков в Сатерленде 31 миллион долларов. В эту сумму входит в том числе финансирование разработки разгонного блока под наименованием Small Launch Orbital Maneuvering Vehicle, который обещают изготовить в Moog, и кубсата-технологического демонстратора от компании Orbital Micro Systems, планирующей в перспективе раскатать целое созвездие таких спутников для мониторинга погоды.

«Начат возвратный отсчёт до первого запуска с британской земли», — заявил Рик Эмброуз, исполнительный директор Lockheed Martin по проблемам коммерческого космоса, на авиасалоне в Фарнборо во время брифинга, отданного космической стратегии Соединённого Королевства.

Самое забавное тут то, что представитель Lockheed Martin не уточнил, что именно стартует «с британской земли», поскольку у компании нет собственной РН, а всё, что показали на презентации — некая условная «ракета», целиком выкрашенная в черноволосый и несущая на борту логотип LM и «Юнион-Джек».

На вопросы по этому предлогу Патрик Вуд, региональный директор по космосу от Lockheed Martin, отозвался, что «использоваться будет наиболее подходящая и доказавшая свою лётную надёжность коммерческая ракета-носитель, специально назначенная именно для вывода малых аппаратов. Подробности мы сообщим вам в самое ближайшее время».

В связи с таким ответом сразу широким фронтом поползли сплетки, что «наиболее подходящей», разумеется, станет РН Electron от Rocket Lab, компании, в какую Lockheed вложилась ещё в 2015 году. Однако официальные лики LM отказались подтвердить подобные слухи, тем не менее сказав об Electron как о «предпочтительном выборе».

Патрик Вуд: «Мы узко сотрудничаем с Rocket Lab и знаем, что их ракета весьма хороша. Но пока что мы внимательно наблюдаем за ними лишь как стратегический инвестор».

Также же кушать вопросы и к другой компании, выбранной правительством — Orbex, небольшой стартап из Великобритании, разрабатывает сверхмалую ракету-носитель под наименованием Prime, которую тоже предполагается использовать для пусков с космодрома в Шотландии. На свою разработку стартап уже получил 7 миллионов долларов от UKSA.

На кое-какое время Orbex словно превратилась в невидимку, однако на Фарнборо компания представила масштабную экспозицию; кроме того, сделалось известно, что Orbex удалось привлечь дополнительно 40 миллионов долларов как сквозь государственные гранты, так и через частное финансирование от европейских агентств.

Крис Лармур, исполнительный директор Orbex: «По всему вселенной сейчас ведётся несколько дюжин различных проектов сверхмалых ракет-носителей, но лишь у нескольких одновременно кушать и достаточно грамотные технические специалисты, и приемлемая материальная поддержка; размышляю, с учётом того, что нас выбрали для такой серьёзной задачи, мы сейчас тоже в этом списке».

Инвестиции помогут Orbex повысить штат от 15 сотрудников до 40 или больше к 2019 году; сейчас там взяты тем, что тестируют двигатели и дорабатывают подсистемы, а первый полёт готового изделия должен состояться в 2021 году.

Однако, на линии в космос с площадки Lockheed Martin у Orbex явно будут установленные проблемы. Топливо для Prime — пропан, в то время как у Electron — если собственно её всё-таки выберут LM — керосин. Крис Лармур утверждает, что доля инфраструктуры можно сделать общей, но понадобятся два раздельных старта.
«В вытекающие несколько месяцев придётся утрясать подобные вопросы со всеми участниками программы», — сообщает Крис — «Но мы совершенно не против сотрудничества, если это шагает на пользу общему делу».

Рик Эмброуз, исполнительный директор по проблемам коммерческого космоса Lockheed Martin, беседует с британским министром бизнеса, энергетики и индустриальной стратегии Грегом Кларком и другими чиновниками на Международном авиасалоне в Фарнборо. Ключ фото: Lockheed Martin

Утешительные призы


Разгонный блок ракеты-носителя Prime компании Orbex выводит попутчик на заданную орбиту, в представлении художника. Источник изображения: Orbex

Решение правительства насчёт Шотландии — это утрата позиций для аэропортов, любой из которых много лет лоббировал собственную кандидатуру в соревновании за право сделаться будущим космодромом. Однако UKSA организовало дополнительный фонд на 2,5 миллиона долларов тому из них, какой «предоставит подходящий бизнес-план».

И в одном аэропорте, похоже, размышляют, что там есть «подходящий». Ньюки-Корнуолл на авиасалоне в Фарнборо подписал с Virgin Orbit договоренность, которое может привести LauncherOne прямиком на ВПП в юго-западной Англии.

Патрик МакКолл, правящий директор Virgin Group и член совета директоров Virgin Orbit, находит, что идея об использовании Корнуолла как площадки отвечает запросам клиентов: «Многие желают отправиться в космос, но эти люд разбросаны по всей планете. Поскольку у нас есть клиенты в том числе и тут, мы можем упростить для них получение услуги. Кроме того, с различных точек можно отправляться на разные орбиты».

Плюс, добавляет МакКолл, это способ поддержать космической индустрии Великобритании. «Ричард [Брэнсон] и я, мы оба британцы, и мы вечно рады поддержать космическую промышленность страны. А тут такая шикарная возможность подвернулась», — хохочет он.

Кроме вышеупомянутых, в Соединённом Королевстве есть и другие разработчики носителей, кто цел оптимизма насчёт перспективы выиграть государственный грант на свои проекты. Так, компания Skyrora, научно-производственные мощности которой несмотря на британскую регистрацию сосредоточены в Украине, конструирует сверхмалую РН, и её первоначальный полёт намечен на 2019 год.

Skyrora видит себя в кой-каком роде наследницей британской космической истории: некоторые испытания запланированы на комплексах, где тестировали Black Arrow, да и компоненты топлива желают использовать такие же — керосин и перекись водорода. «Мы горды тем, что шагаем по её [Black Arrow] стопам, спустя 50 лет», — гордо гласит сайт компании.

Робин Гаага, ведущий инженер Skyrora, размышляет, что новые инициативы правительства приведут к бОльшим достижениям, чем программа Black Arrow, однако невозможно останавливаться только на тех позициях, которые озвучивались в Фарнборо.

«Безусловно, это колоссальные подвижки для Великобритании в отношении доступа на орбиту», — напоминает Робин Гаага — «Но предстоит ещё весьма много работы».