Кредитные карты вдохновляют банкиров и пугают заемщиков

Кредитные карты вдохновляют банкиров и запугивают заемщиков

Скользкий «пластик»

Кредитные карты вдохновляют банкиров и пугают заемщиков

Большие надежды

По оценкам директора департамента кредитно-карточного бизнеса банка «Русский стандарт» Аллы Мареевой, за 11 месяцев 2016 года совокупный портфель кредитных карт на российском банковском базаре увеличился на 1,3% — темпы прироста в сегменте немного превысили всеобщий показатель прироста по рынку банковской розницы (около 1%). «В основном объемы карточных портфелей банков вырастали за счет сезонной активности заемщиков в сентябре–декабре», — объясняет эксперт, в первом и втором квартале прошедшего года «пластиковый» долг сокращался.

Конечно, плюс в пределах статистической погрешности полноценным ростом наименовать трудно, но для розничного банковского ритейла-2016 и такая статистика — махонькая победа. По словам аналитика «Эксперт РА» Анастасии Личагиной, позитивной динамикой прошлогодняя розница обязана преимущественно ипотеке. Но ипотека достигла успехов в основном за счет господдержки, какая в 2017 году, скорее всего, оказываться не будет. Потому волей-неволей банкирам придется более активно развивать иные, более рискованные с точки зрения платежной дисциплины клиентов сегменты.

«Одним из драйверов базара кредитования может стать сегмент кредитных карт», — находит управляющий директор НРА Павел Самиев. Если карточники выступят неплохими риск-менеджерами при оценке заемщиков, удерживая высокую планку ценника (а новоиспеченный для банка клиент мало где может рассчитывать на ставку ниже 28–30% годичных), то дело пойдет.

Кэш? Бэк!

К исполнению важной роли в развитии базара карточные маркетологи подготовились основательно. Кредитка идет в ногу с технологичным порой и постепенно превращается в модный гаджет. «В 2017 году в числе основных трендов — развитие бесконтактных платежей как с использованием карт, так и с поддержкой мобильных устройств (Apple Pay, Samsung Pay и другие системы). Значительное значение при выборе клиентом банка для открытия карты имеет присутствие современных и функциональных интернет-банка и мобильного банка», — повествует начальник управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин.

Но не лишь цифровым интерфейсом жива старая добрая кредитка: на сегодняшнем базаре выиграть нелегкую конкурентную борьбу практически невозможно без функции кэш-бэка — возврата доли потраченных безналичным способом средств на баланс держателя карты. Фишку не назовешь свежим решением — у продвинутых карточных банкиров такая опция показалась еще несколько лет назад. Но за последние пару лет механизм внедрили все банки с положительными видами на доход от продажи кредиток.

«Обычным кэш-бэком уже никого не удивишь, банки устанавливают повышенный — на отдельные категории покупок (АЗС, лавки, рестораны, кинотеатры)», — поясняет руководитель сектора аналитики кредитных продуктов «Банки.ру» Елена Сударикова. По оценкам банкиров, в посредственном ежемесячная сумма возвращенных средств для одного пользователя варьируется от 2,5 до 6 тыс. рублей.

Может показаться, что кэш-бэк — жест щедрости со сторонки кредитных организаций. Но широта души не свойственна банкирам: находить они умеют хорошо. «Комиссионный доход от операций по снятию наличных в 2,5 раза превышает издержки банка на вознаграждение за оплату покупок кредитной картой», — помечает начальник управления кредитных продуктов Уральского банка реконструкции и развития Светлана Давыдова.

«Кэш-бэк не мастерит бизнес убыточным. Тем более что в банках он ограничен определенными суммами. В любом случае банк, возвращая процент за проведенные операции по картам, все равновелико зарабатывает больше», — добавил директор департамента розничного бизнеса Росэнергобанка Александр Васильчиков.

Немало того, часть расходов берут на себя партнеры. «Во немало случаях издержки бонусных программ несут не банки, а организации и сетевые лавки, в которых предоставляется скидка», — сообщил руководитель сервиса Dolgi.ru Павел Дашевский. Эксперт полагает, что таким маркетинговым способом торговая точка получает непрерывных покупателей, а банк — дисциплинированных заемщиков. Но, к сожалению для кредиторов, вдали не все заемщики аккуратны в обращении с долгом. И, похоже, именно с нерадивыми держателями кредитных карт хлопот больше всего.

Суровый режим

По словам коллекторов, начиная с конца четвертого квартала 2015 года часть карточного долга на рынке цессий (сделок по продаже банками коллекторам просроченных кредитных портфелей) основы расти. Ничего удивительного: в 2015–2016 гг. осуществлялась «распродажа» долгов по карточкам, оформленным в 2012–2013 гг., когда кредитные организации, оправившись после очередного кризиса, с наслаждением раздавали «пластик».

После девальвации рубля в конце 2014 года заимодавцам в оценке потенциальных заемщиков волей-неволей пришлось вернуться к «правилам сурового режима». Поэтому, по мнению замгендиректора коллекторского агентства «ГК Финансовые услуги» Григория Галицких, скорее итого, темпы прироста выставленного на продажу долга по кредиткам 2015–2016 «года рождения» сократятся по сравнению с предыдущим, сравнительно демократичным циклом. «Но кредитная карта — один из немногих продуктов, какие банкиры даже в нынешних суровых условиях предлагают массовому заемщику. Потому рано или поздно приток просроченных «пластиковых» кредитов в рамках цессионных сделок опять начнет увеличиваться», — прогнозирует эксперт.

По его словам, портрет «карточного» подопечного в его агентстве и в цельном на рынке цессий выглядит примерно так. Размер долга — до 50 тыс. рублей, просрочка — немало 500 дней, возраст — от 35–45 лет, ежемесячный доход — посредственный по региону.

Почему вполне успешные люди не платят по кредиткам?

Тут главную роль играет персональная микроэкономика: у таких должников в процессе сменяющих товарищ друга кризисов рухнула пирамида личных доходов. Особенность образцово 70% трудоспособного населения РФ и карточных «плохих» должников в частности — не немного 40–50% их ежемесячного дохода составляла «серая» часть зарплаты и премии. Природно, в тяжелые времена работодатели сократили все, что можно сократить, потому многие держатели карт остались с официальной «белой» зарплатой, какой, как оказалось, едва на жизнь хватает, а на выплату банковских долгов — уже не весьма. «Людей подвела вера в лучшее — они столкнулись с суровой кризисной реальностью, к какой морально и материально готовы не были», — резюмирует Галицких.

Дальней — тишина?

Большинство опрошенных «ЭВ» игроков рынка (в том числе и госбанки) проигнорировали проблема о доле «плохих» долгов в портфеле кредитных карт, динамике этого показателя в 2016 году и эксперименте работы с коллекторскими агентствами. Но кое-кто готов делиться информацией. Так, в «Русском стандарте», по этим МСФО, за три квартала 2016 года просрочка по кредитным картам снизилась на 40%. В пресс-службе банка «Хоум кредит» «ЭВ» произнесли так: «По итогам 9 месяцев 2016 года доля просроченной хвосты в портфеле кредитных карт составила 14,48%. В начале года этот показатель был равновелик 22,1%». В банке «Тинькофф» запрошенные операционные показатели открыть отказались.

На «просроченные» откровения карточников не приходится рассчитывать и в грядущем: ничто не предвещает улучшение платежной дисциплины клиентов. Реальные доходы народонаселения снижаются третий год подряд, а прогнозы о возобновлении роста этого показателя звучат не весьма уверенно.