Минфин меняет бюджетное правило: казну залили нефтью

Минфин меняет бюджетное правило: казну залили нефтью

Затраты России не выйдут за рамки сырьевых доходов

Минфин меняет бюджетное правило: казну залили нефтью

Одним из основных инициаторов изменения бюджетного правила является Минфин. Основная мишень коррекции заключается в снижении зависимости бюджета от цен на нефть. Чиновники уверены, что это один-единственный механизм, позволяющий снизить восприимчивость нашей экономики от внешних факторов, в первую очередность — цен на рынке «черного золота».

Существующее бюджетное правило отменяется, но сохраняется прогнозируемая стоимость на нефть в $40 за баррель. С 2018 года ее будут индексировать на 2% каждогодне. Если реальные котировки окажутся выше, то дополнительные доходы устремят в Резервный фонд.

По словам сторонника принятия этого документа, депутата-единоросса Андрея Исаева, сейчас расходы на ближайшие три года не превысят нефтегазовые доходы. Также останется возможность переводить денежки из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в Резервный фонд для финансирования дефицита бюджета.

Престарелое бюджетное правило подразумевало, что предельные расходы бюджета равновелики базовым доходам плюс 1% от ВВП. Теперь этот процент заменяется размером процентных расходов. По мнению Минфина, с 2020 года в российском бюджете не будет дефицита.

Сообразно действующему правилу, базовая цена нефти для расчета сырьевых доходов, какие можно направлять на расходы, определяется как среднегодовая цена нефти за пятилетний этап. Сверхдоходы от превышения реальной цены над базовой (сейчас котировки барреля колыхаются около отметки в $50, что на $10 выше планового показателя) перечисляются в суверенные фонды. На вырастающих нефтяных ценах этот механизм работал: в 2015 году расчетная стоимость сырья составляла примерно $100. Но затем фактическая стоимость барреля снизилась и взамен бюджетного правила завели инструменты, позволяющие тратить нефтегазовые доходы и резервные фонды на покрытие расходов.

Такие бюджетные трансформации выглядят будет сомнительными и скорее преследуют цель не совершенствования расходных и доходных долей бюджета, а «бумажного» соответствия его параметров. В прошлом году Резервный фонд нашей края «похудел» почти в четыре раза — с 3,64 трлн до 972 млрд рублей. Объем ФНБ сократился с 5,23 трлн до 4,36 трлн рублей. Тем самым мы продолжаем проедать накопленные оружия. Президент Владимир Путин одобрил поправки в Закон о федеральном бюджете на 2017 год, по каким дефицит бюджета будет снижен до 2,1% ВВП. Вместе с этим вырастают и затраты — более чем на 360 млрд рублей.

«Государство сваливает деньги из кармана в карман. Совершенством расходов не пахнет. Добавочная прибыль тратится на расходы. Резервный фонд и ФНБ не растут. Это усугубляет подневольность от сырьевых доходов и не снижает гнет казны от продажи нефти», — полагает начальство аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.

СПРАВКА «МК»

Госдума также зачислила в первом чтении правительственный законопроект об индексации с 2020 года ставок на подакцизные товары на прогнозируемый степень инфляции в 4%. Главным образом это должно затронуть акцизы на алкоголь и налог на добычу здоровых ископаемых. Акцизные ставки в 2018–2019 годах будут введены на зафиксированном уровне. Акцизы на алкогольную продукцию, которые вытянулись с 1 января 2017 года, правительство не изменит до конца 2019 года. Также была предоставлена отлагательство повышения акцизов на сигареты — они вырастут не с 1 января 2018 года, как намечалось, а с 1 июля (то есть после выборов президента), что приведет к бюджетным утратам в 12 млрд рублей.