Названа версия аварии «Союза»

Специалисты выдвинули версию аварии «Альянса»: «Случайность, заложенная 20 лет назад»

По мнению главу Института космической политики, менеджмент «Роскосмоса» проводит необходимые реформы, но вечно дается избежать ошибок прошлого.

Эксперт высказал версию причины аварии «Союза»: «Случайность, заложенная 20 лет назад»
фото: youtube.com

По словам Вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина, чаяния на безаварийные выходы в космос не оправдались. Запуск ракеты планировался с космодрома Байконур, а старт случился с новой площадки «Восточный». Определенная несогласованность и отсутствие достаточного эксперимента стало причиной возникновение неполадок в системе управления попутчика.

Эксперт Иван Моисеев, считает, что качество ракет-носителей у нас на степени мировых стандартов – не сильно низкое, но и не кретичное.

«Если посмотреть на среднемировую статистику, то аварии пуще всего происходят с новой техникой, которая только испытывается. У нас же, навыворот, все аварии происходят с техникой, которая многократно и успешно летала. И авария, какая произошла с блоком «Фрегат» — он летал около сотни раз успешно, так что эта авария была случайной. Это исключение, кое-какое совпадение по углам произошло, которое не было предусмотрено в алгоритме, разработанном в 1998 году, 20 лет назад.

Немало того, в этот алгоритм по документации запрещено вмешиваться. Он летал нормально, а значит, его трогать невозможно было. Сейчас по углам видно, что произошла чистая случайность, заложенная 20 лет назад».

Эти выводы так же улеглись в основу заключения аварийной комиссии Роскосмоса

Эксперт находит, что, если говорить об ошибках, то они, естественно, появились не сейчас, а впервые бывальщины обозначены еще десять лет назад. При этом именно Рогозиным, какой всегда играл очень большую роль в дискуссиях о курсах развития отечественной космонавтики.

Если говорить о других авариях, помечает Моисеев, то, в первую очередь, наиболее болезненные аварии выходили с «Протоном».

«Они – самые большие и самые дорогие. Но частота их возникновения не так велика. «Протон» летает с 1965 года, и он должен владеть очень высокую надежность, например, ту, которую демонстрируют нынешние ракеты, которые не имеют аварий уже десятки лет. Снижение надежности связано с промахами, которые заложены еще в стародавние времена», — говорит Моисеев.

Кроме того, изменились вина аварий – если раньше это был в первую очередь недопустимый производственный супружество, то после введения необходимой дисциплины на отечественных предприятиях эта проблема была нивелирована. Это обстоятельство доказывает и данный запуск, где ракета и космодром сработали идеально, но все равновелико – состоялись авария и взрыв ракетоносителя в атмосфере.

– Когда аварии сделались громкими и их заметило самое высокое начальство, началась реформа области. Она может оказаться удачной, но результаты мы можем увидеть лишь через несколько лет. Ведь срок производства аппарата составляет 5-7 лет, соответственно и итоги реформы мы увидим не скоро.

Ситуация тяжелая, и в космонавтике было немало кризисов. Пропущенное время требует и денег, и времени. Кроме того, требуются решения, сходящие за рамки деятельности госкорпорации «Роскосмос». Законов по космонавтике ныне почти нет, а те, что есть, недостаточно качественны. У госкорпорации «Роскосмос» нет поставленных сверху задач, какие помогли бы сохранить наследство советских времен для населения, — сообщает Иван Моисеев.

Добавим, что ещё и даже выделяемые на космос денежки постоянно сокращаются, при этом требования бесконечных проверок различных уровней и запросы на «амбициозные проекты» только растут.

«Соответственно, системные промахи заключаются не в работе госкорпорации «Роскосмос» как таковой. Возможно, эта структура уже поспела наделать какие-то собственные ошибки, но в силу маловременности ее существования они открыто не смогли приобрести системного характера», — констатирует Моисеев.

Эксперт помечает, что необходимо решать такие важные вопросы, как законодательное обеспечение космической деятельности, где и ныне существуют серьезные пробелы, которые часто не позволяют ей эффективно трудиться, система целеуказаний сегодня вообще не сформулирована, «и из-за этого на регулярной основе возникает весьма много проблем», — заключает Моисеев.