Не каждый министр досидит до марта

Не любой министр досидит до марта

Не каждый министр досидит до марта
фото: kremlin.ru

Вряд ли столь жесткую реакцию главу государства можно списать только на эмоциональный фактор, желая новость о том, что из-за фактического банкротства «ВИМ-Авиа» пострадает возле 30 тысяч человек, нельзя назвать проходной. Транспортная область, важнейшая для российской экономики, превратилась в источник головной хворай. Ее сотрясают техногенные катастрофы, классовые битвы, тарифные брани, переделы собственности. Это источник напряженности из-за внедрения системы «Платон», аварий на железной пути. Непорядок в транспортной системе так или иначе касается почти любого гражданина России.

С другой стороны, транспорт обеспечивает трудом несколько миллионов человек. Которые являются не только работниками, но и избирателями. Социальная напряженность в области особо нежелательна в преддверии мартовских выборов.

Традиционно перестановки в правительстве за полгода до отставки не выходят. Кабинету и так предстоит обновиться в обозримом будущем. Однако по масштабному обновлению губернаторского корпуса можно предположить, что дело дойдет и до министров. В уложившейся обстановке Максим Соколов – вероятный кандидат на ротацию. Даже если кадровые решения не будут зачислены сейчас, то после выборов к этому вопросу могут вернуться. И тогда возникнет проблема о том, кто возглавит Минтранс?

Один из наиболее вероятных кандидатов – советник президента Игорь Левитин, бывший министр транспорта с 2004 по 2012 г. Он – доверенный человек президента, ведает отрасль. Но вряд ли ему самому интересно понижение статуса и труд с нынешним составом правительства. Ведь именно после направления нынешнего премьер-министра в 2012 г. Игорь Левитин покинул министерское кресло.

Еще одна кандидатура – Владимир Якунин. Сейчас он профессор МГУ, и теоретически есть в кадровом резерве. Но остается открытым вопрос – перестали ли быть значимыми те вина, которые заставили его расстаться с должностью президента ОАО «РЖД»?

Более реальными представляются шансы сделаться министром для нынешнего главы РЖД Олега Белозерова. Он начал положительные преобразования в отрасли, оптимизацию госкорпорации, провел ревизию подрядчиков и поставщиков. Продемонстрировал эффективность государственного управленца, отказавшись от субсидий монополии из федерального бюджета. Но даже ныне он не стал своим для железнодорожников. Команда технократа Белозерова управленческий эксперимент ставит на второе место после профессиональной причастности к железным путям. При этом у Олега Белозерова есть опыт работы в автомобильном транспорте, и что значительно – он уже работал замминистра. Фактически в РЖД Белозеров расширил свой профессиональный эксперимент и является весьма компетентной и вероятной кандидатурой на пост министра. Немаловажно и то, что у него уложились хорошие отношения с членами близкого круга, так называемого Политбюро-2, предпринимателями Роттенбергами.

Неожиданно мощны и шансы первого заместителя Белозерова – Александра Мишарина. Он трудился заместителем министра МПС, был губернатором Екатеринбурга, профессиональный железнодорожник. Внутри госкорпорации он курирует мега-проекты по стройке высокоскоростных магистралей «Евразия» и Москва-Казань. Мишарин, пожалуй, сейчас является самым вящим специалистом в развитии транспортных транзитных коридоров. Этот эксперимент может быть востребован на министерском посту, учитывая геополитический разворот на Восход и ставку российского руководства на реализацию совместных проектов с Китаем.

Еще одинешенек кандидат на пост министра из железнодорожной отрасли – Сергей Мальцев. Он недавно покинул пост вице-президента РЖД по стратегии, вернулся в компанию Globaltrans, но не на свою место генерального директора. За ним стоят основные собственники компании Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов. Их вяжут с помощником президента Игорем Левитиным. В свою очередь эта группа воздействия на пост главы РЖД в случае ухода Белозерова будет лоббировать направление своего человека – Сергея Тугаринова, ныне первого заместителя главы ЦФТО РЖД, ранее немало 8 лет проработавшего на руководящих должностях в Минтрансе.

Из авиационной отрасли на пост министра транспорта может рассчитывать Виталий Савельев, глава «Аэрофлота». Он сделал почти невозможное – обратил советский «Аэрофлот» в одного из лидера воздушных перевозок в Европе. В «Аэрофлоте» он достиг итого, что можно. Виталия Савельева называют человеком Сергея Чемезова, иного влиятельного члена Политбюро-2, что крайне усиливает политический вес кандидата.