«Нельзя исключать самого страшного»: что думают на Украине о крушении Ан-148

«Невозможно исключать самого страшного»: что думают на Украине о крушении Ан-148

Версия теракта до крышки не исключена

«Нельзя исключать самого страшного»: что думают на Украине о крушении Ан-148

Был взрыв. И дым большой

Из «Домодедово» в Орск самолет с бортовым номером RA-61704 вылетел в 14.21, с небольшим запозданием — из-за непогоды график уже давно не соблюдается (кстати, с утра аэроплан успел слетать в Саратов и обратно). Взлет проходил штатно, командиру экипажа разрешили набирать вышину. Но через 15 минут самолет исчез с экранов радаров.

При той плотности застройки, какая существует сейчас в окрестностях столицы, крушение лайнера легковесно может вызвать разрушения на земле. Но самолет, как и до этого рейсы «Дагестанских авиалиний» и авиакомпании «Пулково», упал в сторонке от жилых домов.

— Я как раз вышла из дома в момент катастрофы. И вдруг услышала в небосводе грохот. Подняла глаза — небо красное, даже сквозь метелица было видно. Жутко было.

Девочка лет 13 поеживается от ужаса.

— Мы услышали взрыв, когда сидели дома. Дом сотрясло… неплохо так. Выбежали на улицу. Увидели дым большой. Но валил снег, так что толком мы ничего не увидали.

Другая местная жительница увидела чуть больше:

— Он упадал и крутился. Падал и крутился. Очень страшное зрелище. Но мы видали только самолет, вертолета не видели.

Первая информация — раскололся самолет почтовой службы. Вторая — рейсовый самолет столкнулся с почтовым вертолетом. Вероятно, это связано с находкой на месте крушения: множество писем среди осколков. Но, скорее всего, корреспонденция находилась на борту Ан-148.

Работы на пункте трагедии были сильно затруднены: к вечеру снег разошёлся. Было очевидно, что сбор и исследование обломков затянется до понедельника.

Аэроплан трудной судьбы

Ан-148 — машина трудной судьбы. А все потому, что создавался он в одном из лучших, еще советских КБ «Антонова» в Киеве, а строился в России. Выходило это в то самое время, когда отношения между странами бывальщины уже не самыми лучшими. Оборонка и наши общие самолета — это было той самой ювелирной нитью, что еще удерживало нас вместе.

Что только ни придумывали люди на Украине и в России, тогда еще совместно строившие самолеты, чтобы эти машины могли появиться на свет! Как лишь они ни выкручивались, стараясь увернуться от тупых ударов политиков!

Я помню, как стоя на взлетной полосе авиазавода в Воронеже, куда Ан-148 прилетел впервые, директор авиазавода повествовал мне, как трудно было договориться с авиачиновниками о разделе собственности на этот проект между Россией и Украиной, чтобы его можно было изготавливать и там, и там. Он с гордостью говорил, что теперь 100% собственности на него относится России и столько же Украине. А это значит, что мы можем сами строить этот аэроплан и не зависеть от причуд украинских чинуш.

В результате так все и было. В Воронеже в 2003 году начали подготовку к серийному производству. Первоначальный самолет российской сборки подняли в небо в 2009 году в июле и уже в декабре 2009 АН-148 отработал собственный первый коммерческий рейс Москва- Санкт-Петербург и обратно. Я летела на этом рейсе и помню изумление первых пассажиров, видевших чистенький уютный салон, целый журналистов. Впечатления от первого полета были самыми неплохими.

А как иначе? Ведь эта машина проектировалась по самым современным заявкам. Его конструкторские особенности – аэродинамическая схема свободнонесущего высокоплана с новоиспеченным крылом умеренной стреловидности. Двигатели расположены высоко от земли, что позволяет повысить защиту двигателя и покрывала от повреждений посторонними предметами при взлете, а значит увеличивает безопасность при использовании самолета на галечных, грунтовых, даже ледовых и заснеженных ВПП. Фактически эта машина имеет возможность подниматься и садиться на любых аэродромах, то есть она имеет большой степень надежности в эксплуатации.

Причем, при создании Ан-148 учитывалась и то, что в нынешнем мире участились случаи авиатерроризма и случаи угона аэропланов. Поэтому конструкторы предусмотрели и разработали целый комплекс мер для обеспечения авиационной безопасности. На аэроплан АН-148 установлены пуленепробиваемые двери для экипажа воздушного корабли, при этом для связи экипажа с бортпроводниками оборудовали устройства радио и видео связи. Для наблюдения за состоянием безопасности в салоне тоже введены видеокамеры. В кабине экипажа отведено специальное место для хранения оружия и боеприпасов. В самолете предусмотрены замаскированные подходы и противоугонные конструкции. Для блокирования подозрительных устройств, найденных на борту самолета, организовано специальное место.

Читайте материал: «Шапка как у гриба»: свидетели рассказали о взрыве при крушении Ан-148

Однако полной защиты все равновелико, как говорят, не существует. Во всяком случае, что касается именно этого рейса, то ряд известных пилотов все же не исключают возможности взрыва на борту. Один из работающих летчиков, рассказал «МК» следующее:

Уже обнаруживается очень много удивительных фактов. Во-первых, говорят, что экипаж на связь не выходил, а свидетели утверждают, что видели падающий горящий самолет, что вполне может означать взрыв.

Во-вторых, к моменту падения аэроплан должен был быть приблизительно на высоте одного километра и уже несколько раз выйти на связь на различных частотах и с разными диспетчерами. Однако, по предварительным данным, ничего этого не было.

В-третьих, судя по кадрам с пункты трагедии, куски самолета разбросаны в разных местах. А когда аэроплан падает сам, такого не происходит, обломки лежат, как правило, в одном пункте. Этом может означать, что разрушение конструкции произошло в атмосфере, а не вовремя удара о землю, что также косвенно указывает на возможность взрыва на борту.

Масло? Шасси? Взрыв?

Однако кушать и другая версия. Она касается проведения внеплановой проверки Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предприятия — обладателя этого самолета (документ имеется в распоряжении «МК»).

В информации о проверке показан ряд недочетов, связанных с нарушением авиационных правил и эксплуатации корабли. Но их скорее можно назвать незначительными.

В частности там предъявляются притязания к «форме и порядку выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое сервис гражданских воздушных судов»… Там, «не отражён порядок оформления талона годности, как того спрашивают Федеральные авиационные правила. Отсутствует утверждённая форма талона годности»…

Глядите фоторепортаж по теме:

Обломки Ан-148 разметало на километр: кадры с пункты крушения

«Нельзя исключать самого страшного»: что думают на Украине о крушении Ан-148

13 фото

Кроме того, «выявлен факт нарушения периодичности замены масла в редукторах и промывки фильтра воздушного самопуска СВ-36-1 на воздушном судне Ан-148-100В № RA-61704. Периодичность замены масла и промывки фильтра в соответствии с программой технического сервисы должна составлять 375 летных часов. Данная конфигурация проводится с периодичностью 750 часов».

Однако замечания, выявленные в ходе этой проверки, вряд ли можно отнести к таким, какие могли бы повлиять на безопасность полетов А-148, так как в них в основновном говорится: «не оформлена производственная и пономерная документация», «не составлен акт», «не привнесена запись в формуляры двигателей по результатам выполнения работ»… Все это, безусловно, нарушения, но они никак не могут сделаться причиной катастрофы.

Также в распоряжение «МК» попал перечень тонких неполадок, возникавших на этом судне. Он впечатляет. Вот лишь несколько выдержанностей.

28 июня 2010 года. При полете из Петербурга в Москву произошел несогласие генератора правого двигателя. Экипаж выполнил возврат на аэродром вылета. Вина — недостатки конструкции изделия в эксплуатации.

16 августа 2010 года При полете из Петербурга в Москву не прибрались все стойки шасси, после выработки топлива посадка в а/п Пулково благополучно.

20 ноября 2010 года. При полете из Петербурга в Архангельск при выруливании со лагеря в а/п Пулково произошёл отказ управления передней стойки шасси.

15 декабря 2010 года. При полете из Калининграда в Петербург при заходе на посадку в самодействующем режиме, на высоте 500 метров произошло самопроизвольное увеличение тяги двигателей, что повлекло за собой уход на другой круг.

И так далее. И тому подобное. Но если о «причастности» шасси к крушению лайнера сообщать не приходится, то частые отказы двигателей наводят на размышления.

Опять же невозможно не вспомнить предыдущую катастрофу самолета Ан-148 7 лет назад в Белгородской районы. Тогда машину погубили летчики из Мьянмы, проводившие испытательный полет. Но обстоятельства весьма похожи: тоже 10-15 минут после взлета, отказ одного двигателя, разрушение машины в атмосфере. Выяснилось, что пилоты непреднамеренно резко увеличили скорость (аж на 110 километров в час), и запросто загнали «Ан». Могло ли с учетом метели и ветра произойти нечто подобное вчера в Подмосковье?

Нам удалось снестись со своими знакомыми специалистами из бывшего киевского КБ «Анотов» и побеседовать с ними (их фамилий по удобопонятным причинам не называю).

Эту трагедию мы воспринимаем как собственную, рассматривая крушение Ан-148 как потерю собственного ребенка. Пока трудно произнести точно, что могло произойти, но если самолет пропал с радаров сквозь 7 минут, то это уже не момент взлета — критичный момент для любого самолета, — а это уже был момент комплекта высоты. И если, как утверждают, самолет именно пропал с радаров, то кушать быстро и сразу, то нельзя исключать и самого страшного — взрыва. Если бы аэроплан начал падать с такой высоты, летчики наверняка поспели бы что-то сказать диспетчерам. Мы сами размышляем над этим… Сейчас винить или самолет, или летчиков невозможно… Если это просто отказ чего-то, он не мог повергнуть к катастрофе.

За событиями следите с нашей онлайн-трансляцией

Читайте материал: Ан-148 раскололся как и восемь лет назад: слишком быстро летел

Крушение самолета Ан-148, летевшего из Москвы в Орск. Хроника событий

Узнавайте первыми о случаях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.