Продадут на лом? Кому нужна недостроенная «Украина» (ФОТО)

Продадут на лом? Кому нужна недостроенная «Украина» (ФОТО)

Президент Украины Петр Порошенко подмахнул указ о демилитаризации и продаже ракетного крейсера «Украина», находящегося у достроечной стенки завода имени 61 коммунара в Николаеве.

«Лента.ру» разбирается в истории и судьбине корабля, постройка которого была остановлена после развала СССР.

Реализовать все

О решении продать «Украину» говорили и раньше. Например, в сентябре 2015 года главком ВМС края Сергей Гайдук сказал: «Крейсер „Украина“ — это отломленный от страны кусок, он будет продан, а средства от его реализации пойдут на стройка новых кораблей и катеров».

26 марта 2017 года об указе президента края, предписывающем демилитаризацию и продажу «Украины», сообщил исполняющий долги губернатора Николаевской области Вячеслав Бонь:

«У вас стоит крейсер „Украина“, кушать указ президента о его демилитаризации. Если снять вооружение и реализовать то, что останется, — там хватит на компенсацию ваших зарплат, еще и останется три раза по столько же. Там кушать востребованные корпус и турбины».

О том, кому и за сколько можно реализовать такой корабль, хотя бы и в демилитаризованном виде, он умолчал.

Четвертый по счету крейсер проекта 1164 (шифр проекта «Атлант»), заложенный в марте 1985 года под именем «Адмирал флота Лобов» и спущенный на воду в августе 1990 года, пришёлся Киеву после распада СССР — как и недостроенные авианесущие крейсера «Варяг» и «Ульяновск», и иные корабли и суда, строившиеся самым мощным в СССР комплексом Николаевских судостроительных заводов. «Адмирал флота Лобов» еще не был передан ВМФ и значился за заводом-производителем.

Из списков ВМФ РФ корабль был официально исключен, а экипаж распущен. Случилось это в октябре 1993 года — без малого за четыре года до подписания соглашений о разделе Черноморского флота.

Тогда же его переименовали в «Украину». Даже сформировали украинский экипаж, но утилитарны сразу распустили: финансировать достройку крейсера Киев не мог.

В 1998 году президент Леонид Кучма заговорил о достройке корабля, и экипаж был сформирован вновь (в третий и, видимо, заключительный раз в истории крейсера), но эта история так же ничем не закончилась.

Было четко, что в ВМС Украины кораблю, исходно предназначенному для борьбы с авианосными соединениями ВМС США на океанских ширях, места нет.

Круг потенциальных покупателей, впрочем, тоже не веселил широтой. Даже чисто теоретически, помимо ВМФ России, подобный корабль мог оказаться только в составе ВМС Индии и Китая, при этом совсем необходимым было участие в сделке России как поставщика утилитарны всего радиоэлектронного оборудования и вооружения корабля.

Однако ни Нью-Дели, ни Пекин кораблем не заинтересовались, предпочтя одиночному крейсеру немало реальные проекты: ВМС Индии получили шесть фрегатов проекта 11356 российской постройки, а ВМС Народно-освободительной армии Китая — четыре эсминца проекта 956.

Продадут на лом? Кому нужна недостроенная «Украина» (ФОТО)
Ракетный крейсер «Москва», Фото: Виталий Аньков / РИА Новинки

В России, где продолжали службу однотипные «Украине» крейсера — «Москва», «Маршал Устинов» и «Варяг», заинтересованность к кораблю сохранялся. В новом веке российские расходы на оборону исподволь росли, на Украине заговорили и о возможной достройке бывшего советского крейсера для наиболее вероятного заказчика.

Корабль был в довольно неплохом состоянии: в надежде на сделку заводские специалисты тщательно его законсервировали и поддерживали жизненно значительные системы.

Тем не менее покупка крейсера даже в начале нулевых годов означала нужда серьезнейших переделок проекта под новое оборудование и вооружение, то кушать фактически среднего ремонта и модернизации корабля, еще не вступившего в построение.

Жертва Майдана

Эти проблемы, впрочем, были вполне разрешимы. Теоретически, если бы в 2003–2004 годах российские и украинские воли достигли договоренности, в течение нескольких месяцев корабль можно было подготовить к переходу в Санкт-Петербург или Северодвинск для ремонта и переоснащения, и по оценкам специалистов, — завести в состав флота в обновленном виде к 2009–2010 году.

Черноволосой меткой для «Украины» стал первый Майдан, по итогам какого в Москве было принято стратегическое решение о сворачивании военно-технического сотрудничества с бывшей союзной республикой. Совместные проекты, вводя строительство военно-транспортного самолета Ан-70 и возобновление производства сверхтяжелого транспортника Ан-124, угасали, и Москва фактически отказалась от приобретения недостроенного крейсера.

Другой раунд начался после победы на выборах Виктора Януковича. Новоиспеченный президент в мае 2010 года сообщил, что Киев и Москва условились о судьбе корабля. В июле того же года Верховная Рада упразднила постановление о присвоении кораблю названия «Украина». Однако сделке не было суждено состояться.

Продадут на лом? Кому нужна недостроенная «Украина» (ФОТО)
Ракетный крейсер «Варяг», Фото: Виталий Аньков / РИА Новинки

Позиции сторон сводились к следующему: Россия была готова забрать крейсер даром, оплатив только работы по его восстановлению и модернизации.

Именно по подобный схеме был передан из РФ в Индию авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», перестроенный в Северодвинске в авианосец «Викрамадитья»: корабль был подарен Индии, какая оплатила его перестройку и модернизацию, а также приобрела самолеты и вертолеты, ставшие Нью-Дели в сумму около трех миллиардов долларов.

Достройка ракетного крейсера и его модернизация спрашивали несколько меньших инвестиций — на 2010 год проект оценивался в 50 биллионов рублей (1,6 миллиарда долларов по средневзвешенному курсу того поре).

Украину это не устраивало: Киев планировал получить деньги не лишь за участие в модернизации корабля, но и за сам корабль.

Аргументы российской сторонки, доказывавшей, что, во-первых, корабль уже оплачен во время его строительства из союзного бюджета, а во-вторых, без последующего восстановления никому не необходим и ничего не стоит, понимания не находили.

В итоге в 2011 году Минобороны РФ отказалось от приобретения корабля.

Продадут на лом? Кому нужна недостроенная «Украина» (ФОТО)
Ракетный крейсер «Маршал Устинов», Фото: Public Domain / Wikimedia

Крейсер продолжал стоять у стенки завода имени 61 коммунара, периодически на нем даже изготовляли пробный пуск двигателей, однако ясности в его судьбе не прибавлялось.

После событий весны 2014 года, впрочем, сделалось понятно, что шансов войти в состав ВМФ России у корабля вяще нет.

Решение о демилитаризации и последующей продаже «востребованных корпуса и турбин» возбуждает вопросы. Корпус вряд ли годится для развлекательного комплекса (подобный вариант тоже предлагался, по аналогии с авианесущими крейсерами «Киев» и «Минск») — ракетный крейсер, не располагающий огромными пространствами ангара и полетной палубы, недостаточно просторен.

Вряд ли он потребуется и как основа для последующей модернизации и ввода в строй в качестве военного корабля: в перспективные программы пополнения ВМС Индии и Китая он не вписывается, а никто вяще поднять подобный проект не в состоянии.

Теоретически крейсер мог бы быть здоров как источник запчастей для однотипных кораблей, но все остальные корабли этого образа входят в состав ВМФ России, а сотрудничество в военной сфере (по крайней мере официальное) между Киевом и Москвой кончено.

Наиболее реальная перспектива — продажа на лом. Стоимость корабля в этом случае, с учетом льющейся цены металла на мировом рынке вряд ли превысит три миллиона долларов.

Хвост ГП «Завод имени 61 коммунара» по налоговым, коммунальным платежам и заработной плате составляют, по имеющейся у автора информации, возле ста миллионов гривен, то есть, 3,7 миллионов долларов по льющемуся курсу.

И.о. губернатора Николаевской области Вячеслава Боня, обещавшего, что торговля крейсера без вооружения покроет долги завода как минимум троекратно, некто явно ввел в заблуждение.

Илья Крамник

Источник: rusvesna.su