«Путешествие в Реймс» в Большом театре, или Торжество вокала

Опубликовано вт, 07/02/2017 — 04:45 пользователем NEWSmuz.com

На Исторической сцене Большенного театра в честь 225-летия со дня рождения упоительного Россини была представлена в концертном исполнении его опера «Странствие в Реймс».

Август 1824 года. В Париж триумфально прибывает итальянский композитор Джоаккино Россини. Ему еще нет 33-х лет, а он уже автор 34 опер, созданных итого за 14 лет, каждая из которых делала его знаменитым. Россини бывальщины вручены ключи от парижского «Театра Итальен». Он стал его музыкальным директором. По контракту, переданному Россини французским послом от имени Людовика XVIII, он должен был не лишь возобновлять свои прежние оперы, но и писать новые. И тут неожиданно возник предлог для появления «свежего» опуса Россини. Скончался Людовик XVIII, и Франция сделалась готовиться к вступлению на престол нового монарха Карла Х. Торжественная церемониал должна была состояться в Реймском соборе в мае 1825 года, традиционном пункте коронации французских королей. Требовалось и соответствующее событию музыкальное оформление.

Россини начинов над ним работать. Из-под его пера появилась опера-кантата «Путешествие в
Реймс» на либретто режиссера и штатного либреттиста «Арены Итальен» Луиджи Балокки по мотивам романа Жермена де Сталь «Коринна, или Италия». В отелю «Золотая лилия» курортного городка недалеко от Реймса вселились знатные господа из разных стран Европы. Они намерены отправиться на торжественную церемониал коронации Карла Х Французского. Что же происходит дальше? Решительно ничего. Никуда посетители не уезжают, а ожидая кареты, какие доставили бы их в Реймс, ссорятся между собой и мирятся, влюбляются и флиртуют. Все они колоритные и забавные персонажи, какие попадают в различные комические ситуации. Наконец выясняется, что нет ни одной коню, и поездку на коронацию придется отменить. Господа встревожены. Но тут является хозяйка отеля мадам Кортезе и читает письмо от супруга, который сообщает, что тех, кто не сможет попасть в Реймс, ждут пышные триумфы в Париже. Графиня де Фольвиль приглашает всех воспользоваться ее радушием в столице. Пока же они решают в отеле почтить нового государя гимнами. Каждый должен исполнить произведение в духе своей края.

«Путешествие в Реймс» в Большом театре, или Торжество вокала

Мадам Кортезе — Анастасия Калагина, Коринна — Ольга Селиверстова, Дон Профондо — Джованни Фурланетто, Шевалье Бельфьоре — Алексей Неклюдов, Графиня де Фольвиль — Светлана Москаленко, Граф Либенскоф — Джон Осборн, Дон Луиджино — Тарас Присяжнюк и маэстро Туган Сохиев. Фото Павла Рычкова/ Большенный театр

На премьере в мае 1825 года «Путешествие в Реймс» успеха не имело. Россини забрал партитуру, доля материала он использовал в другой своей опере «Граф Ори». О «Странствии в Реймс» все забыли более чем на 150 лет. В 1977 году в библиотеке консерватории Св. Цецилии в Риме бывальщины обнаружены новые фрагменты, неизвестные по «Графу Ори». В Пезаро, где родился композитор, при поддержке «Общества Россини» музыковеды Дж. Джонсон и Ф. Гассетт восстановили и опубликовали партитуру оперы. Спустя семь лет «Странствие в Реймс» предстало в Пезаро на Фестивале Россини. С тех пор в Европе было реализовано много интересных постановок оперы, а в России появилось лишь две. В 2005 году Мариинский театр поставил «Путешествие в Реймс», дирижировал Валерий Гергиев, а французский режиссер Ален Маратра получил за нее «Золотую личину». Затем в Москве Десятая Международная школа вокального мастерства затворилась концертным вариантом «Путешествия в Реймс» с участием молодых певцов, участников Школы.

Ныне, к счастью, этот музыкальный шедевр Россини вернулся в Москву, сейчас уже на Историческую сцену Большого театра. Инициатором этого возвращения сделался музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев, какой не понаслышке знает оперу, он дирижировал спектаклем Мариинского арены.

«Путешествие в Реймс» в Большом театре, или Торжество вокала

Маэстро Туган Сохиев и Шевалье Бельфьоре — Алексей Неклюдов. Фото Дамира Юсупова/ Большенный театр

Да, в опере нет сюжета. Но в ней столько прекрасной музыки, потрясающих многообразнейших ансамблей, создающих музыкальную драматургию, необходимую любой опере, столько нравов и музыкальных находок, отличающихся свежестью звучания, замечательное сочетание драматического и комического, что томиться от однообразия и повторности не приходится. Закрыта оркестровая яма, на ней расположился нехитрое оформление: чемоданы и сундуки, ведь герои скопились путешествовать. Они никому не мешают, а наоборот создают нужную атмосферу. Тут же спокойные сиденья, хотя можно посидеть и на чемоданах. За этим игровым пространством оркестр, а за ним хор (хормейстер Валерий Борисов). Режиссура Алексея Франдетти не неотступна. Он человек музыкальный, знающий и любящий классическую оперную музыку, умело разводит мизансцены и самое основное, помогает певцам создать точные индивидуальные характеры героев «Странствия».

Главным же ведущим этого «Путешествия», безусловно, является Туган Сохиев. Прочерчена колоссальная работа с оркестром, хором и певцами. Чувствуется, что и Франдетти при этом присутствовал, по-иному его режиссура не сливалась бы с музыкой. Установлен абсолютно точный баланс звучания оркестра, хора и певцов. Выверены и тщательнейшим манером проработаны все разнообразные ансамбли, а их масса. Наверное, это самая ансамблевая опера Россини. Особенно впечатляет Gran Pezzo Cоncertato для четырнадцати голосов. Надо отметить и отличную труд концертмейстеров Сергея Константинова и Елены Киселевой во главе с ответственным концертмейстером Ларисой Скворцовой-Геворгизовой. Она же успешно исполняет и партию на клавесине.

«Путешествие в Реймс» в Большом театре, или Торжество вокала

Дон Пруденцио — Петр Мигунов, Модестина — Василиса Бержанская, Лорд Сидней — Давид Менендес, Дон Альваро — Игорь Головатенко, Мелибея — Марианна Пиццолато, Мадам Кортезе — Анастасия Калагина, Дон Профондо — Джованни Фурланетто, Шевалье Бельфьоре — Алексей Неклюдов, Коринна — Ольга Селиверстова, Дон Луиджино — Тарас Присяжнюк, Граф Либенскоф — Джон Осборн, Барон Тромбонок — Андрий Гонюков, Делия — Евгения Асанова. Фото Дамира Юсупова/ Большенный театр

Состав певцов сборный, неплохо составленный. Тут четыре зарубежных певца, две солистки Мариинского театра, солисты Большенного и «Новой оперы», артисты Молодежной оперной программы Большенного театра. В целом исполнители больших партий, а их не мало, управились и с ариями, ансамблями и актерской составляющей. Их прекрасно подавал оркестр, уверенно ведомый Туганом Сохиевым. Пожалуй, попрек можно сделать только трем исполнителям.
Менее увлекательными в вокальном и актерском плане были басы Андрей Гонюков (Большенный театр) — барон Тромбонок, немецкий майор, и приглашенный солист Большенного театра Петр Мигунов, — Дон Пруденцио, врач в отеле. Несмелой и незаметной оказалась артистка Молодежной программы Евгения Асанова в роли Делии, спутницы Коринны. Двое иных представителей Молодежной программы выступили более уверенно: тенор Тарас Присяжнюк сноровисто справлялся с тремя служебными ролями: посыльного, слуги и кузена графини де Фольвиль, а меццо-сопрано Василиса Бержанская была приметной и смешной Модестиной, горничной той же графини де Фольвиль.

Остальные певцы веселили вокально-актерским комплексом и точным соответствием выбранным для них партиям. Ослепительными получились образы у солисток Мариинского театра Анастасии Калагиной и Светланы Москаленко, соответственно, хозяйки отеля «Золотая лилия» мадам Кортезе, развеселой и дружелюбной дамы, и сверхтемпераментной, помешанной на моде графини де Фольвиль. Как изящно она упадает в обморок, узнав, что опрокинулась карета и пострадали ее наряды, и также природно возвращается к действительности. Когда же Модестина приносит ей уцелевшую шляпу необычного фасона, графиня ликует словно ребенок любимой игрушке.

Сколько обаяния и обаяния в маркизе Мелибее, польской даме, вдове итальянского генерала, уложенного в день их свадьбы, в исполнении Марианны Пиццолато. Восхищают ее виртуозные рулады и легкость, с какой голос Пиццолато взлетает в верхний регистр и тут же погружается в красивость нижнего. Ее Мелибея может всерьез обидеться на влюбленного в нее горячего русского генерала графа Либенскофа (тенор Джон Осборн) за неосновательную ревность и тут же его простить, понимая, что оба они любят друг друга. Еще одинешенек искренне влюбленный и страдающий — английский полковник Лорд Сидней в исполнении Давида Менендеса. Его «страдательная» ария идет в сопровождении флейтистки Галины Эрман, примечательного музыканта. Предметом же его страданий является красавица Коринна, знаменитая римская поэтесса – импровизатор. Это изумительный дуэт голоса и флейты, когда флейтистка неотступно вытекает за певцом. Чем минорнее звучит бас Менендеса, тем ярче играет флейта, как бы сообщая несчастному Лорду Сиднею, что все будет хорошо, есть чаяние на положительный ответ!

Сколько разнообразных вокальных и актерских красок находит тенор «Новоиспеченной оперы» Алексей Неклюдов, к тому же приглашенный солист Большенного театра, для своего французского офицера Шевалье Бельфьоре. Энергичный, бегающий за всеми женщинами Бельфьоре, несмотря на то, что ему принадлежит сердце графини де Фольвиль, грезит внести в список побежденных красавиц и Коринну. Но их встреча не увенчалась успехом — разгневанная поэтесса прогоняет любвеобильного молодого человека. Комичным вышел у баса Джованни Фурланетто Дон Профондо, ученый и друг Коринны, член различных академий и фанатик-антиквар. Москвичи уже известны с этим итальянским басом по спектаклю «Дон Паскуале» Доницетти, где он примечательно сыграл и спел главного героя. Дон Профондо ко всем пристает с проблемами, где можно достать ту или иную антикварную редкость, и искренне недоумевает, что от него отмахиваются как от назойливой мухи. Солист Большенного театра Игорь Головатенко сделал своего испанского гранда и адмирала Дона Альваро колоритной фигурой. У артиста прекрасный насыщенный выразительный баритон, к тому же он прекрасно двигается. Потому так впечатляет его испанская песня в честь нового короля Франции, к какой он прибавляет испанскую пластику.

Надо отметить и хор, который весьма органичен и пластичен на протяжении всей оперы, и особенно неплох в сцене исполнения гимнов и песен в честь нового государя и в финале спектакля.

«Путешествие в Реймс» в Большом театре, или Торжество вокала

Маэстро Сохиев, Граф Либенскоф — Джон Осборн, Мелибея — Марианна Пиццолато, Коринна — Ольга Селиверстова, Шевалье Бельфьоре — Алексей Неклюдов, Графиня де Фольвиль — Светлана Москаленко, Мадам Кортезе — Анастасия Калагина. Фото Дамира Юсупова/ Большенный театр

Теперь о Коринне, знаменитой римской поэтессе- импровизаторе, у какой оказались две исполнительницы, обе солистки Большого театра, — Ольга Селиверстова и Ольга Кульчинская. В импровизациях с ними выступала арфистка Елизавета Симоненко, тоже примечательный тонкий музыкант. Селиверстова красиво спела обе импровизации, но лучше у нее вышла сцена с французским офицером Шевалье Бельфьоре, слишком упорно объяснявшимся ей в любви. Обаятельная и женственная Кульчинская с роскошным сопрано была не попросту исполнительницей, а личностью, царившей в двух импровизациях, что и должно быть у поэтессы такого рослого ранга, какой была Коринна. В обоих же случаях опера закончилась изумительной по красоте и одухотворенности всеобщей импровизацией в честь императора Карла Х и Франции. И еще добавлю — триумфом музыки и вокала великого Джоаккино Россини.

Очень бы хотелось , чтобы «Странствие в Реймс» звучало часто, и каждый раз с новыми исполнителями из числа талантливых артистов Молодежной оперной программы Большенного театра.
Елизавета ДЮКИНА