ROF-2017: Три оперы Россини в основной программе фестиваля в Пезаро

Опубликовано пт, 08/09/2017 — 02:11 пользователем NEWSmuz.com

38-й Россиниевский оперный фестиваль (ROF-2017) состоялся в Пезаро. Особенность программы этого года заключается в том, что она была составлена основателем фестиваля великим маэстро Альберто Дзеддой, не так давным-давно покинувшем мир земной.
Кастинг певцов на этот фестиваль также проводился маэстро Альберто Дзеддой. В программу взошли три оперы, в которых главные партии исполнили певцы из России. Это три тенора: Сергей Романовский, Максим Миронов и Дмитрий Корчак. Уместно, все трое ученики профессора Дмитрия Вдовина.

ROF-2017: Три оперы Россини в основной программе фестиваля в Пезаро

Luca Pisaroni и Nino Machaidze

Первой была показана опера «Осада Коринфа», лирическая трагедия в трёх поступках. Опера не возобновлялась с 2000 года. Представление оперы прошло на сцене «Адриатика Арена». За дирижёрским пультом Национального симфонического оркестра RAI был Роберто Аббадо. Среди исполнителей основных партий, кроме нашего тенора Сергея Романовского в партии Неоклеса, была Нино Мачаидзе в партии Памиры, а также европейские знаменитости: Лука Писарони – Магомет II, Джон Ирвин – Клеомене. Хор Арены Вентидии.

Своеобразие нынешней постановки состоит в сближении с парижским вариантом оперы, созданным Дж. Россини в 1826 году. Нынешний элемент актуализации был привнесён в сценографию экологической темой нехватки водных ресурсов, что было представлено в облике растрескавшейся земной коры и пустых бутылей из-под воды. Иная тема, пришедшая к нам из далёкого прошлого, в актуализации не нуждалась. Это тема брани и крови на почве борьбы мусульман и христиан.

ROF-2017: Три оперы Россини в основной программе фестиваля в Пезаро

… И пустых бутылей из-под воды…

В этом контексте в геройском ключе была исполнена Сергеем Романовским партия Неоклеса, встреченная публикой с вящим энтузиазмом. Успех был предопределён благодаря вокальной составляющей певца, металлической окраске его тембра, так пришедшейся к героической партии и высоко оцененной итальянской аудиторией. Уверили публику и умело подобранные артистом приёмы сценического воплощения роли.

ROF-2017: Три оперы Россини в основной программе фестиваля в Пезаро

Nino Machaidze, Luca Pisaroni, John Irvin, Юрий Самойлов

Опера-буффа «Пробный камень» также была представлена на сцене «Адриатика Манеж». Богатый граф, многочисленные друзья, изысканные развлечения, — тем не немного, у хозяина есть сомнения в искренности тех, кто рядом с ним. Отсюда и генезис идеи проверить, кто есть настоящий друг, а кто с тобой лишь тогда, когда ты богат. Такова основная интрига постановки, принёсшего Россини первый настоящий успех в 1812 году.
Сценография постановки, хоть и не отличается какой-то особенной оригинальностью, но вполне сочетается с содержанием этой оперы. Опять же, сближение с реалиями нашего поре не разрушает авторский замысел произведения.

ROF-2017: Три оперы Россини в основной программе фестиваля в Пезаро

Максим Миронов

Утилитарны все исполнители партий в этой опере проходили совершенствование в Академии Россинианы под руководством маэстро Альберто Дзедды. Среди них и наш тенор Максим Миронов, представший в партии Графа Джокондо и исполнивший её изящно и легковесно, покорив публику лёгким, вибрирующим тенором приятного тембра. Состав исполнителей дополнили Аврора Факколи (Баронесса Аспазиа), Марина Монсо (Донна Фульвиа), Айя Вакизоно (Маркиза Кларис), Джанлука Марчери (Граф Аздрубале), Паоло Бордогна (Пакувио).
Постановка, как и полагается опере этого жанра, был полон юмора, забавных ситуаций, исполненных артистами с неизменным мастерством и юмором. Публика весьма тепло принимала спектакль, оставивший светлое впечатление.
Третьей оперой основной программы фестиваля была опера «Торвальдо и Дорлиска», лирическая трагедия со счастливым концом, представленная на сцене Театра Россини. Впечатление от постановки и вообще от постановки соотносится с тем, что мы называем аутентичным, воспроизведённым в той эстетике, которая была во поры Россини. Особенно это понятно в связи, можно сказать, с наивной машинерией, какая используется на сцене. Это и замшелые лестницы, которые в положенный момент выдвигаются из боковых лож, и клетка, в какую спускается Торвальдо. Есть и поединок, когда в руках основного героя появляется сабелька, которой он ловко управляется, воюя с врагами.

ROF-2017: Три оперы Россини в основной программе фестиваля в Пезаро

«Торвальдо и Дорлиска»

Все эти приёмы и средства изобразительности сообщают спектаклю особое очарование, некую сказочность, формируют атмосферу, в какую не без удовольствия погружаются современные зрители. Над всем царит, главенствует музыка Россини, в арене, основанном Россини, в городе, в котором родился Россини!
Ансамбль певцов в этом постановке был такого уровня, достигал такой высокой степени сочетаемости голосов артистов, какие негусто встречаются в постановках на самых престижных оперных сценах вселенной. Это и Николо Алаймо (Граф Д’Ордо), и Саломе Джикия (Дорлиска), и Дмитрий Корчак (Торвальдо), и Карло Лепоре (Джорджио), и Рафаэлла Лупиначчи (Карлотта), и Филиппо Фонтана (Ормондо). Уместно произнести о большом успехе Рафаэллы Лупиначчи, обладательнице объёмного, грудного, мягкого меццо-сопрано необычайной красоты. Молодая певица была очень органична в своей ответственной, весьма важной роли, исполненной особенно по-итальянски как с точки зрения стиля, так и в сочетании с жестикой, с движениями её героини. Невольно возникала дума: не рождение ли новой Кольбран в этом славном месте?
Огромное наслаждение доставили знаменитые россиниевские речитативы, заключающие в себе особые ритмы, оригинальную мелодику, тот самый «мостик», связующий живой итальянский стиль с итальянской музыкой. И тут, в этой трудной части оперы, какая далеко не всем итальянцам удаётся, следует отметить рослое мастерство нашего русского тенора Дмитрия Корчака, исполнившего титульную партию в опере.

ROF-2017: Три оперы Россини в основной программе фестиваля в Пезаро

Дмитрий Корчак и Саломе Джикия

Певец имеет в своём арсенале изобразительных оружий не только лёгкий, подвижный голос уникальной тембровой окраски, но и владеет техниками пиано и пианиссимо. Это позволило артисту добиться особенной, ювелирной проработки характера своего героя. Всё это нашло отражение в сольных ариях Торвальдо, прозвучавших утончённо в исполнении Дмитрия Корчака. И тут нужно отметить, что Дмитрий Корчак есть сейчас в прекрасной вокальной форме, его артистический талант всегда развивается. Успех был предопределён работой артиста в сочетании с его интеллектуальным созидательным потенциалом.
Прекрасно были исполнены дуэты Торвальдо и Дорлиски. Партию героини исполнила грузинская певица Саломе Джикия. Певица привнесла в свою трактовку нрава героини подлинную страстность, эмоциональность, что сблизило её Дорлиску, скорее, с вердиевскими персонажами. Овладение россиниевским манером исполнения дело непростое, не всё происходит так быстро, как хотелось бы.
В постановке был задействован Симфонический оркестр имени Дж. Россини под управлением маэстро Марио Мартоне, а также хор арены Делля Фортуна. Опера «Торвальдо и Дорлиска» Дж. Россини, исполненная в Арене Россини произвела впечатление драгоценного сувенира. Постановочная доля спектакля, всё исполнение в таком значимом театре, как Театр Россини, в родимом городе композитора – всё вместе возвращает к вопросу: опера для всех?
Людмила КРАСНОВА

Ключ: newsmuz.com