«Россия не допустит Brexit Белоруссии»: эксперты оценили соглашение Путина и Лукашенко

«Россия не допустит Brexit Белоруссии»: эксперты оценили договоренность Путина и Лукашенко

Кто победил в топливной войне Москвы и Минска

«Россия не допустит Brexit Белоруссии»: эксперты оценили соглашение Путина и Лукашенко
фото: kremlin.ru

О деталях общения двух президентов читайте в репортаже «Лукашенко добился от Путина «газового рая» после шести часов переговоров»

Никита Масленников, глава направления «Финансы и экономика» Института современного развития: «Долголетняя история российско-белорусских переговоров показывает, что по их итогам далеко не вечно можно однозначно сказать, кто вышел из них победителем, а кто потерпел разгром. Последняя встреча Путина и Лукашенко не является исключением. Обе сторонки достигли определенных результатов — Москва получила предварительные гарантии возврата Белоруссией длинна за поставки газа, а Минск добился возобновления импорта нефти в старых объемах и скидок на «голубое топливо». Символично, что для достижения таких итогов потребовалась личная встреча президентов и переговоры в формате «одинешенек на один».

На какое-то время страсти вокруг тематики энергетического сотрудничества наших краёв поутихли. Однако пока рано считать, что разрешены все конфликты, какие в последнее время возникали в экономических отношениях Москвы и Минска. Остается еще немало вопросов, которые касаются, в частности, поставок в Россию белорусской аграрной продукции, в том числе, молока, сыров и мяса, претензий нашего Роспотребнадзора и неконтролируемого транзита сквозь территорию Белоруссии в нашу страну санкционных продуктов из Европы. Поскольку все эти проблемы так или иначе перекликаются, можно предположить, что потребуется еще не один раунд переговоров, чтобы их урегулировать».

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности: «Нет вин ставить точку в российско-белорусском газовом противостоянии. Несмотря на определенные подвижки, все может вернуться на старые места.

Москва в конце прошлого года уже говорила Минску, что готова пойти на уступки в этом препирательстве. Белоруссия тогда также подтвердила готовность возвратить накопившийся долг за газ в размере $726 млн. Россия подавала добро на применение механизма межбюджетной компенсации, средствами от какой Белоруссия могла бы компенсировать потери бюджета, и в следствии чего снизить стоимости на газ для своих национальных потребителей.

Москва также соглашалась восстановить поставки нефти в целом объеме по беспошлинной схеме, что давало бы Минску возможность добавочно заработать на экспорте переработанного сырья. Кроме того, Россия пойдет на рефинансирование (погашения престарелых обязательств за счет предоставления новых кредитов) долга Белоруссии на сумму $750-800 млн, не связанного с конфликтом в нефтегазовой сфере. Есть в виду межгосударственные кредиты, выданные по линии фонда ЕврАзЭс.

Но Лукашенко в заключительный момент пошел на попятнцю. Не исключено, что и сейчас, буквально по пути из Москвы в Минск, он снова выкинет какой-нибудь фокус и предзнаменований решение, перечеркивающее достигнутые компромиссные варианты».

Владимир Фейгин, президент Института энергетики и финансов: «Основное, что извлекли обе стороны из последних переговоров Путина и Лукашенко, это достижение долгожданного перемирия и прояснения накопившихся проблем. При этом ни Минск, ни Москва не потеряли лицо. Мы получили не лишь обещание по возврату долга, но и согласовали механизм поставок газа в Белоруссию на грядущие годы. Теперь цены для союзного государства будут устанавливаться не на каждогодней основе, а поэтапно, по заранее проработанной системе.

Другими словами, Лукашенко вяще не требует единовременного снижения тарифов на «голубое топливо» до внутрироссийского степени. Это будет происходить постепенно, и цены, как и планировалось, сравняются в рамках создания целой торговой зоны, к 2025 году. Минск, в свою очередность, вернул себе в полном объеме поставки нефти — 24 млн тонн в год (реэкспорт российской нефти, поставленной на беспошлинной основе, и торговля за границу продуктов ее переработки дает Минску дополнительный каждогодний доход на сумму $1-1,25 млрд — «МК»).

При этом неверно говорить, что Москва пошла на поводу у Минска и в очередной раз предоставила ему безвозмездные преференции. Мы сами влеклись к интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Хотя завершения этого процесса ожидать еще долго, его участники двигаются навстречу друг другу. Поэтапное снижение цен на газ — это оригинальная «дорожная карта», которая будет способствовать дальнейшему прогрессу в наших касательствах. Минск может сколько угодно тормозить различные процедуры и угрожать разрывом достигнутых договоренностей. Однако порвав с ЕАЭС, Лукашенко придется разлучиться с возможностью в итоге получить желаемую стоимость газа. Для его края тогда не будут действовать условия единого рынка капитала, товаров и услуг. Дарового белорусского Brexit наша страна не допустит».