Семь раз проверь, один раз поверь

Семь раз проверь, одинешенек раз поверь

Как мошенники вбрасывают в социальные сети ложную информацию о компаниях и банках

Семь раз проверь, один раз поверь
фото: pixabay.com

Россияне каждодневно оставляют до 30 млн публичных сообщений и комментариев в социальных сетях. Немало того, по данным Института Гэллапа, который изучает социальное мнение, отзывы и мнения пользователей глобальной паутины имеют другой по силе влияния вес в принятии решения о покупке. Поэтому сейчас крупнейшие отечественные и интернациональные компании и банки делают ставку на социальные медиа — всегда развивающуюся платформу интернет-маркетинга.

Именно здесь они отвечают на проблемы клиентов, проводят рекламные кампании и создают сообщества. Однако, как демонстрирует практика, социальные медиа — «палка о двух крышках».

С одной стороны — оперативное реагирование и забота о клиентах повышает рейтинг компании, но с иной — соцмедиа становятся инструментом для мошенников. Последние не гнушаются разносить фейковую информацию, порочащую организацию. И делают это весьма профессионально. А учитывая скорость распространения и доверчивость наших соотечественников, порой такие «новинки» приносят немало проблем.

Подвергаются атакам злоумышленников и российские банки. Про многие из них в соцсетях является огромное количество информации. Например, название Сбербанк каждодневно упоминается в 50 тыс. сообщений в соцмедиа. Это почти 1,7% от всех русскоязычных публичных пользовательских постов за сутки. А добавить сюда комментарии, то цифра переваливает за 300 тыс.

В ноябре среди массы сообщение о Сбербанке появилась и начала быстро распространяться информация, что банк якобы блокирует карты своих клиентов — физлиц, какие использовали свои личные карты для предпринимательской деятельности. Так, порой предприниматели переводят «для скорости» деньги за товары, частные репетиторы могут получать на карту оплату и т.д.

По этим компании Brand Analytics (одна из крупнейших систем мониторинга соцсетей), 1 ноября в 16 часов в социальной сети, в профильных группах, посвященных хэнд-мейд тематике, показалось 11 таких фейковых сообщений. Однако затем они начали деятельно распространяться, причем распространение носило явно спланированный нрав.

И 18 ноября уже было опубликовано 11 934 сообщения по тематике, что составляет 35 % от всеобщего количества упоминаний Сбербанка в этот день. На определенном этапе злоумышленники домогаются своей цели — пользователи соцсетей принимают информацию за незапятнанную монету и начинают делиться ею дальше, помогая злоумышленникам

Впрочем, Сбербанк незамедлительно отреагировал на разрастающуюся штурм мошенников и опубликовал опровержения как в социальных сетях, так и в СМИ. В результате удалось не лишь остановить распространение информации, порочащей репутацию банку, но и предупредить клиентов о вероятных мошеннических действиях в их адрес.

Именно поэтому эксперты советуют: если вы увидали какую-то пугающую, неожиданную информацию о деятельности той или иной компании в социальных медиа, перепроверьте информацию сквозь независимые каналы, обратившись в колл-центр компании или к официальным аккаунтам, а также официальным заявлениям и комментариям компании в СМИ.

Подобная элементарная финансовая грамотность становится все немало актуальной, ведь информационные атаки становятся все более распространенным явлением по всему вселенной.

Чуть ранее кейса Сбербанка, 26 октября 2016 г, стартовала информационная штурм на компанию PepsiCo, которой было предъявлено обвинение в торговле продукцией, якобы зараженной ящуром. В этом случае злоумышленники активно использовали метод «полуправды»: использовав реальную информацию, искажали ее для формирования запугивающего слуха. Ситуация развивалась следующим образом: 25 октября в СМИ показались сообщения о том, что Московское управление Роспотребнадзора отзывает из магазинов 4 тыс. тонн молочной продукции, произведенной компанией «Ополье», новинка остается практически без внимания пока не выясняется тот факт, что «Ополье» является одним из поставщиков PepsiCo, что утилитарны моментально выводит сюжет в новостную повестку дня, несмотря на заявления PepsiCo о прекращении поставок продукции «Ополья» еще до инцидента и утилитарны полного отсутствия данной продукции под брендами компании в торговле.

Информация тиражируется ботами, на форумах и блогах, где сосредоточена аудитория деятельная и впечатлительная – молодые родители. Они активно подхватывают и распространяет ужасную новость, стремясь предупредить своих друзей и близких. И выговор уже давно идет не про «Ополье», а в целом про PepsiCO. В этот момент под ударом оказывается вся продукция холдинга – не лишь определенные марки и партии от конкретного поставщика, но и другая продукция. Тут опять же важную роль сыграло доверие к непроверенной информации в соцсетях — от «несложных» пользователей. PepsiCo удалось взять ситуацию под контроль к 28 октября, а целиком погасить атаку – ко 2 ноября. Несмотря на оперативные действия компании в кризисной ситуации, лишь по информации из открытых источников компания оценивает ущерб в 100 млн рублей.

Если сообщать о мировой практике, одним из последних громким вбросов сделалась ложная новость, опубликованная в нескольких финансовых СМИ, об увольнении финансового директора французской строительной компании Vinci SA. В фальшивом пресс-релизе сообщалось, что топ-менеджер уволен за ошибки в отчетности, какие могли привести к завышению результатов в 3,5 млрд евро. Релиз кормил ссылку на сайт, имитирующий настоящий сайт компании.

«Также в посланье был поддельный номер телефона, принадлежащий якобы пресс-секретарю Vinci Полю-Алексису Буке. На звучен журналистов Dow Jones Newswires ответил человек, представившийся Полем-Алексисом, и подтвердил фейковую новинка. Затем злоумышленники опубликовали с того же адреса частичное опровержение новинки, что еще больше запутало участников рынка», — пишут «Ведомости». Информация также получила распространение и в социальных сетях.

В итоге этой «утки» акции фирмы рухнули на 20% — с утратой порядка 7 млрд евро капитализации. Впрочем, после опровержения котировки Vinci остро восстановились. Но кто-то, видимо, успел заработать на таком «скачке» акций.

К счастью, в этих случаях компаниям удалось отбить информационные атаки. Кто и зачем их инициирует, как правило, не удается выяснить. Но, безусловно, удобопонятно одно – социальные сети, многочисленные группы «по интересам» — идеальная окружение для формирования и массового распространения слухов.

И сейчас компаниям необходимо не лишь обнаружить такие «очаги» слухов, но и вести профилактическую труд. Сделать это можно за счет призывов и обращений через официальные аккаунты и обеспечение оперативной, спокойной для пользователей обратной связи.

Но и любителям посидеть в глобальной сети необходимо быть бдительными к непроверенной информации и не верить всему, что строчат в социальных сетях. Тем самым им удастся не только сберечь собственные нервы, но и зачастую оружия.