Опубликовано чт, 25/05/2017 — 07:34 пользователем NEWSmuz.com

Валерий Кирьянов, Илья Ильин, Ксения Вязникова, Ксения Лисанская, Ростислав Протасов
Режиссер Илья Ильин, для какого эта постановка в «Геликон Опере» стала дипломной, поставил на оригинальность трактовки, что вытекало ожидать. Балет с пением «Семь смертных грехов» мог бы глядеть как угодно, но две аксиомы сделали его определеннее: прима «Геликона» Ксения Вязникова уже распевала программу из зонгов Вайля (что стало толчком) и музыканты оркестра «Геликона» смогли сразиться на аккордеоне.

Илья Ильин
Часовое представление делится на две неравные доли. Сначала звучат 7 (по уверению режиссера, случайное число) зонгов Вайля на трех стилях. И это выглядит как сцена в кабаре, где мадам Вязникова пьет шампанское и не вон сыграть в интрижки с посетителем кабаре Михаилом Давыдовым, с каким у нее были программы из Вайля, Леграна и Гарделя. Далее сюжет перетекает в «7 тленных грехов». Изначальный балет с пением шустро мимикрирует в пластические миниатюры «грешащей» сексапильной Ксении Лисанской и певческие фокусы «кающейся» меццо-сопрано Ксении Вязниковой в партитуре для сопрано. Надо произнести, что Вязникова довольно быстро убеждает в том, что нюансы музыки Вайля ей неплохо знакомы.

Сцена из спектакля
Проблему простоты трактовки: свалить 7 грехов на танцовщицу и посочувствовать грешнице-певице режиссер решает будет просто, он попросту укладывает их обоих в гроб. Нет тел — нет проблем. Сердечные интриги в этом упрощении не раскрыты вовсе: чего же там ощущала Анна к Фернандо, отчего отказалась от любви и стала странствующей гейшей, малопонятно. Эффектное разбрасывание заработанных баксов ничего не добавляет, увы.
А вот музыкальная истина для Вайля достигнута полностью. Его же до сих пор упрекают в предательстве канонов академической музыки ради джаза и кабаре. Часть правды в этом есть. Но вот эту синтетику Вайля понять те же джазовые коллективы уже не в состоянии. Он сложнее. Ксения Вязникова спела так, что это уже собственно Вайль. Михаил Давыдов как ее партнер, убедил, что это Вайль. А дальней началась микроскопическая работа: эти акапеллы на четверых — это же дико сложная труд, никакого тут джаза, это задача для академического с опытом работы в авангарде состава. Что творил тут на сцене «Геликона» этот квартет в акапеллах, попросту не передается пересказу! Формально все просто — отец (Антон Фадеев), мама (Дмитрий Овчинников, на секундочку!), братья (Николай Меликов и Виталий Фомин). Ладно, феерический бас «Геликона» Овчинников в гриме и юбке — это на минуту поржать — но дальше-то такие партии, что не любой и споет!

Великолепный квартет
Не будет преувеличением сказать, что основными героями «7 смертных грехов» стали именно эти 4 вокалиста. Они безупречно управились с самыми сложными а капеллами Вайля, да еще в актерских образах. Они дали фантастическое насыщение наслаждение музыкой Вайля, — именно поэтому они главные герои, а не заявленные.
Впрочем, притязаний к Анне 1 (оперной) и Анне 2 (пластической) особенных нет. Они не смогли выйти на первоначальный план, но свои роли сыграли крепко. Балета не случилось, но Ксения Лисанская была весьма убедительна в пластических импровизациях. Ксения Вязникова пела веско, но у нее попросту не хватило лидерских качеств в этом жанре. Музыка Вайля их спрашивает в первую очередь, а лишь аутентичного исполнения тут явно недостаточно.
Режиссер Илья Ильин нашел отличный финал для нераскрытой им целиком интриги: всех похоронить. Огромный короб, в котором закрываются основные герои, светится погребальным крестом.
А в целом постановка эффектна. Где еще, извините, вот так просто вы услышите 7 зонгов Вайля, а потом еще постановку малоизвестного «хореографии» — а тут еще и мини-оркестр из струнных, кларнета, аккордеона, фортепиано и ударных?
«Геликон» сделал ослепительный шаг. И этот спектакль явно должен остаться в репетуаре, посмотреть его стоит весьма многим.
Вадим ПОНОМАРЕВ
Фото: Светлана МАЛЬЦЕВА

Валерий Кирьянов

Ксения Лисанская

Ксения Вязникова, Михаил Давыдов

Дмитрий Овчинников, Ксения Вязникова

Дмитрий Овчинников, Ксения Лисанская

Ксения Лисанская

Ксения Вязникова, Ксения Лисанская

Дмитрий Овчинников, Ксения Вязникова, Ксения Лисанская

Финал постановки