Шесть версий крушения Ту-154: от столкновения с птицами до теракта

Шесть версий крушения Ту-154: от схватки с птицами до теракта

Мы оценили все известные данные о катастрофе

 Шесть версий крушения Ту-154: от столкновения с птицами до теракта
фото: Евгений Семенов

ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ

За: По этим Минтранса, у Ту-154 могла произойти несинхронная уборка закрылков. Другой вариант, поскольку самолету уже 33 года, — из-за утомления металла разрушилась какая-либо часть конструкции.

Против: На этом самолете стоит следящая система. Если закрылки начинают убираться рассогласованно — одинешенек быстрее, другой медленней, — тут же вступает в силу тормоз, какой вообще останавливает движение закрылков, и исправный закрылок подстраивается под тот угол, на какой выпущен неисправный. То есть следящая система не позволяет самолету переворотиться за счет рассинхронизации либо при выпуске, либо при уборке закрылков.

Что прикасается разрушения — конструкция Ту-154 довольно жесткая и очень верная. Все его системы многократно резервированы. Кроме того, скоротечное разрушение не может быть потребовано простой усталостью конструкции. Если разрушение в воздухе не носит взрывной нрав, то самолет просто упадет и будет находиться в одном пункте. В данном случае слишком много обломков.

ОШИБКА ПИЛОТИРОВАНИЯ

За: Как одинешенек из вариантов — экипаж по какой-либо причине не включил вовремя подкачивающие насосы, подающие топливо из баков в крыле в расходный бак, из какого топливо идет к двигателям. Двигатели заглохли. Подобные случаи уже бывальщины в истории Ту-154. Еще одна возможная ошибка — слишком острый набор высоты и, как следствие, сваливание в штопор.

Против: Экипаж на самолете был многоопытным и далеко не первый раз летел этим маршрутом и взлетал с этого аэродрома. А основное — если бы что-то подобное случилось, в любом случае экипаж хоть что-то поспел бы сказать, выйти на связь. А тут — полное молчание.

СТОЛКНОВЕНИЕ С ПТИЦАМИ

За: Разом же после гибели лайнера часть экспертов склонялась к версии, что в двигатель самолета могла угодить стая птиц. Вспомнить хотя бы авиапроисшествие, которое прозвали «чудом на Гудзоне». 15 января 2009 года на третьей минуте после основы взлета из Нью-Йорка самолет Airbus A320-214 столкнулся со станицей канадских гусей. Оба двигателя были повреждены и остановились. Набранная вышина составляла порядка 930 метров, и ее было недостаточно для разворота и посадки на аэродром взлета или близлежащие ВПП иных аэродромов. Экипаж принял решение садиться на реку Гудзон. Для этого, используя оставшуюся вышину, развернул самолет, взлетавший на север, в южном направлении и, пробежав над мостом Джорджа Вашингтона на высоте менее 270 метров, реализовал благополучную посадку на воду.

А недалеко от международного аэропорта Сочи размещена станция перелетных птиц и орнитопарк.

Против: По словам экспертов «МК», эта версия маловероятна по линии причин. Во-первых, случай с канадскими гусями произошел в дневное пора. А самолет Минобороны пропал с радаров в 5.25 — до восхода солнца. Птицы, в большинстве своем, в такое пора не летают. Во-вторых, пернатых должно было быть чересчур много, чтобы вывести из строя три двигателя, которые введены на этом типе самолета… В-третьих, пилоты опять же поспели бы доложить о нештатной ситуации на землю.

НЕКАЧЕСТВЕННОЕ ТОПЛИВО

За: Ранее эксперты в авиационной сфере и даже ближние к следствию источники говорили, что причиной крушения могло сделаться некачественное топливо. По словам авиаэкспертов, отказ сразу трех двигателей невозможен. Один-единственной причиной этого могло стать некондиционное топливо.

Против: Ни одинешенек из самолетов, которые вылетали из этого же аэропорта, не столкнулся с некачественным топливом. Также в аэропорту Адлера, где нередко бывают президентские самолеты, довольно серьезный контроль, в том числе и за качеством топлива. Точку в дискуссиях поставила экспертиза. Заборы авиакеросина, каким дозаправили самолет в аэропорту, были взяты на анализ еще в день крушения лайнера. Изыскание подтвердило его пригодность.

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

За: Чисто теоретически погодные обстоятельства могли стать причиной крушения лайнера, поскольку аэропорт Адлера фактически есть на берегу моря и сильные потоки воздуха могли привнести свои коррективы.

Против: Перед вылетом командиры экипажа запрашивают и тщательно учат все погодные условия. В случае с опасными для полета погодными условиями вылет или откладывается, или отменяется. Как пояснили синоптики, погодные обстоятельства рано утром 25 декабря были благоприятными для полета.

ТЕРАКТ

За: Кушать стандартная процедура, когда при взлете экипаж находится на связи с вышкой, а разом после взлета его переводят на связь с кругом. Так вот, исходя из этих радиообмена, можно говорить о том, что момент катастрофы — это то самое пора, когда экипаж со связи с вышкой переключился на связь с сферой. И в этот момент с экипажем связаться уже не смогли. А это от момента основы взлета как раз около двух минут. Именно потому, что все случилось столь скоротечно, можно предположить, что это все-таки теракт.

Обращает на себя внимание и то, что уже в первоначальный же момент после трагедии сразу говорили о разбросе осколков конструкции от 1,5 до 8 км, что тоже изумительно. Обычно, если происходит большой разброс осколков, то это подтверждение того, что самолет начал разваливаться уже в воздухе, что говорит о взрывном разрушении.

Против: Аэроплан не должен был оказаться в Сочи, дозаправка планировалась в Моздоке, а потому маловероятно, что в адлерском аэропорту некто мог целенаправленно пронести взрывчатые вещества именно на этот борт.

Крушение Ту-154 в Черноволосом море. Хроника событий