Судьбу «Титаника» несколько лет спустя повторил его «двойник»

Судьбину «Титаника» несколько лет спустя повторил его «двойник»

С момента ужасной катастрофы прошел век

Впрочем, правильнее будет сформулировать по-иному: затонул корабль внешне, как две капли воды, похожий на «Титаник».

Такое сходство вполне удобопонятно: ведь в осенней катастрофе 1916-го погиб брат-близнец знаменитого океанского лайнера – «Британик». О судьбине этого исполинского судна знают немногие. А между тем крах его во многом «скопирована» с крушения «Титаника» и тоже окружена секретами и сопровождалась странными обстоятельствами.

Судьбу «Титаника» несколько лет спустя повторил его «двойник»
фото: ru.wikipedia.org

Их было три. – Три однотипных трансатлантических лайнера-исполина, выстроенных на английских верфях по заказу крупнейшей транспортной компании «White Star Line».

«Старший брат» – «Олимпик», благополучно проплававший по морям-океанам четверть столетия и «умерший естественной смертью» (то есть разрезанный на металлолом).

«Посредственный брат» – тот самый печально знаменитый «Титаник».

И, наконец, «меньший братишка». С именем его не все однозначно. В первоначальном варианте руководители WSL утвердили наименование «Гигантик». То есть эта серия супер-кораблей посвящена была героям греческой мифологии: олимпийцам, титанам и гигантам. Однако после крахи «Титаника» спохватились, что в таком варианте заложена «логическая мина». Ведь, сообразно античным легендам, в результате сражений титаны и гиганты очутились повержены. Причем повержены олимпийцами! Чтобы не «накаркать» печальную судьбину третьему из своих лайнеров (который тогда еще только начали собирать на стапеле), господа-директора разрешили сменить ему имя. В итоге «Гигантик» превратился в «Британика», – тоже звучно и кроме того патриотично!

Разузнать некоторые подробности короткой, но непростой биографии этого уникального пассажирского корабли корреспонденту «МК» помогли материалы, собранные энтузиастом – историком Дмитрием Мазуром.

Изделие №433

«Британик» был заложен на верфи в Белфасте под кодовым обозначением «изделие №433» 30 ноября 1911 года и спущен на воду 26 февраля 1914-го. Уже сквозь несколько месяцев, сразу после гибели «Титаника», его стройка было на некоторое время приостановлено: потребовалось время, чтобы в конструкцию этого гигантского парохода инженеры привнесли изменения, учитывавшие печальный опыт апрельской морской трагедии 1912 года. На «Британике» повысили число водонепроницаемых переборок в корпусе (причем они проходили сейчас и через пассажирские отделения, достигая уровня верхней палубы), сконструировали двойные борта, добавочно защищающие отсеки на случай встречи с айсбергом… Возросло число спасательных средств. Каждый из пяти установленных на пароходе мощных кранов-шлюпбалок мог даже при большенном крене судна благополучно спустить на воду разом пять спасательных шлюпок. Для вящей оперативности передачи получаемых радиограмм о навигационной обстановке по маршруту на капитанский мостик его соединили пневмопочтой с рубкой радиста…

Судьбу «Титаника» несколько лет спустя повторил его «двойник»
фото: ru.wikipedia.org

В итоге всех усовершенствований лайнер должен был сделаться самым безопасным и, главное, «самым непотопляемым» судном в вселенной. Специалисты-проектировщики утверждали, что «Британик» сможет удержаться на плаву даже с шестью потопленными водой носовыми отсеками по одному борту. («Титанику» «позволялось» потопить лишь четыре отсека, так что, окажись в роковую ночь 14 апреля на «рандеву» с айсбергом не он, а «Британик», ужасной трагедии на море не было бы).

«Младший» стал самым крупным из трех «братьев»-лайнеров. Он был на несколько метров дольше «Титаника», чуть шире него и имел водоизмещение без небольшого на 2000 тонн больше (48158 тонн против 46328). Каюты трех классов рассчитаны на 2575 пассажиров, а экипаж корабля составлял 950 человек.

«Британик» желали сделать также самым комфортабельным и роскошным из всей трио супер-лайнеров WSL. Например, для удобства пассажиров расширены были ресторан и курительный салон 1-го класса. Кроме того проектом намечалось оборудовать на судне игровую комнату для детей, еще одну парикмахерскую, гимнастический зал для странствующих 2-м классом, 4 электрических лифта… На парадной лестнице даже собирались орган ввести для устройства концертов!

Однако осуществлению этих планов помешала завязавшаяся мировая война. В новых условиях было уже не до скоростных трансатлантических рейсов. Достройка «Британика» гораздо замедлилась, а осенью 1915-го в судьбе его произошли коренные перемены. 13 ноября английское Адмиралтейство реквизировало огромный пароход, чтобы переоборудовать его для военных нужд в госпитальное корабль.

На такой шаг морское руководство Великобритании подтолкнула непростая обстановка, складывавшаяся на средиземноморском арене военных действий. В самом разгаре была Дарданелльская операция, затеянная Францией и Англией против Германии и Турции. Армии союзников по Антанте высадились в районе Галлполи и активно пытались расширить плацдарм, чтобы взять под контроль значительнейший на пути из Черного моря в Средиземное пролив Дарданеллы. При этом французы и британцы несли серьезные потери. Британцам, необходимо было эвакуировать морем бесчисленных раненных, заболевших «солдат Его Величества». Именно для этой мишени в помощь уже имеющимся госпитальным судам и понадобился огромный «Британик».

В течение нахоженных недель супер-лайнер переоборудовали под плавучий госпиталь. Обеденный зал и гостиная 1-го класса, размещённые в центральной зоне палубных надстроек, были превращены соответственно в операционную и основную палату. В близлежащих каютах на палубе «В» решено было разместить медицинский персонал – докторов, фельдшеров, медсестер. Другие пассажирские каюты приспособили под палаты для раненых. Несколько трюмных помещений обратились теперь в склады медоборудования и препаратов, а одно из них – даже в покойницкая… Для постороннего наблюдателя самым заметным стало изменение внешнего облика «Британика». Его окрасили в принятые по международному соглашению цвета госпитального корабли, которые должны гарантировать его неприкосновенность для военных кораблей любой края: белые борта, на каждом из которых нанесена вдоль итого корпуса зеленая полоса и изображены три больших красных креста.

Судьбу «Титаника» несколько лет спустя повторил его «двойник»
фото: ru.wikipedia.org

В декабре 1915 года несостоявшийся трансатлантический лайнер, какой именовался теперь «Госпитальное судно Его Величества Британик», официально включили в состав английского флота. Он мог транспортировать свыше 3000 больных и раненых, медицинский и обслуживающий персонал заключался из почти 450 человек, а судовая команда – из 675 человек. Капитаном «Британика» назначили Чарльза Бартлетта.

23 декабря целиком укомплектовавшись на рейде Саутгемтона персоналом и погрузив все необходимые припасы пароход-госпиталь отправиться в собственный первый рейс. Он взял курс на Средиземное море. Последним пунктом маршрута была перевалочная госпитальная база британцев, созданная ими на греческом острове Лемнос. Корабль прибыл туда сквозь 8 дней, погрузил очередную партию раненых и отправился назад к британским берегам.

В всеобщей сложности до весны 1916-го «Британик» совершил три рейса по эвакуации раненых в Дарданелльской операции. Любой из этих походов был отнюдь не безопасным, ведь в Средиземном море деятельно действовали немецкие подводные лодки.

Потом на средиземноморских полях сражений настало затишье, в связи с чем плавучий госпиталь поставили на прикол за ненадобностью. Военно-морское командование собиралось даже, ради экономии денежек на обслуживание огромного судна, вернуть его назад прежнему обладателю – компании WSL. К началу лета официально успели исключить этот пароход из списков Британского флота, однако вдогонку за тем пришлось отыгрывать назад. Ситуация в Средиземноморье вновь изменилась, там завязался очередной всплеск активности военных действий: союзники вновь перебеги в наступление.

4 сентября на капитанский мостик «Британика» вновь возвысился его прежний капитан – Чарльз Бартлетт. А через несколько дней огромное корабль в четвертый раз отправилось к греческим островам забирать раненых. Еще одинешенек такой рейс был выполнен в конце октября – начале ноября 1916-го. Лайнер-госпиталь отшвартовался у родимых английских берегов 6 ноября. После этого ему полагался «тайм-аут» для проведения профилактики паровых котлов, машин… Однако обстоятельства этому помешали: английские армии на средиземноморском театре военных действий несли неожиданно вящие потери, госпитальная перевалочная база на острове Лемнос переполнялись, потому нужно было срочно вывозить оттуда раненых. Так что лагерь «Британика» в Саутгемтонском порту продлилась всего 5 суток. Уже в воскресенье, 12 ноября огромный пароход вновь вышел в море, отправившись к греческим островам.

Этот шестой рейс – «вне расписания» – очутился для судна роковым.

Как тонул «непотопляемый»

9 дней спустя «Британик» благополучно достиг греческого архипелага. 21 ноября 1916 года корабль шло по проливу между материковой частью Греции и островом Кеа со скоростью 20 узлов (возле 36 км/час). Внезапно в носовой части по правому борту раздался взрыв, приметно тряхнувший огромный пароход, вслед за ним – еще один.

Корабельный хронометр демонстрировал в этот момент 8.12 утра, – время завтрака медицинского персонала. Встревожившихся было медсестер уняли: ничего серьезного, можно продолжать трапезу. Однако капитан Бартлетт уже соображал, что ситуация становится все более опасной. Корабль стал накреняться на правый борт, оседая носом в море. Приказ немедля задраить все водонепроницаемые переборки не помог: потоки воды отчего-то продолжали распространяться по отсекам. Трюмные доложили на мостик, что в итоге сильного взрыва не только разрушена переборка в носовой доли, но еще повреждена шахта главной пожарной магистрали, по которой вода сейчас проникает в другие отсеки, – в том числе даже в котельные. При этом герметичные двери в переборках очутились почему-то в момент взрыва открыты, а теперь их никак не получается задраить под напором прибывающей воды.

Свою лепту в агонию «самого непотопляемого» корабля привнесли иллюминаторы в его бортах. Большинство из них было открыто: медицинский персонал организовал утреннее проветривание кают. Теперь, когда «Британик» приметно сел носом, через эти круглые «окошки» море стало легковесно захлестывать помещения на нижних палубах правого борта.

На лайнере было 1134 человека – администрация плавучего госпиталя, медицинский и обслуживающий персонал, команда. Соображая, что его корабль тонет, капитан Бартлетт распорядился давать в радиоэфир сигнал SOS, а до прибытия поддержки начать эвакуацию.

В целом она проходила достаточно спокойно и четко, однако, по воспоминаниям свидетелей, несколько случаев паники все-таки было. Например, группа корабельных пожарных сделалась спускать шлюпку, не получив разрешения офицеров, распоряжавшихся спасательной операцией. В это пора «Британик» еще двигался вперед с весьма приличной скоростью и суденышко это, захлестываемое валами, почти сразу опрокинулось. К счастью никто из паникеров-пожарных не погиб.

Но без жертв, увы, все-таки не стало. Огромный корабль погружался в море носом, все больше накреняясь на правый борт (по странному капризу госпожи Фортуны все выходило точно так же, как с «Титаником!»). В какой-то момент корма задралась так росло, что из воды показались гребные винты. Они вращались, поскольку машины лайнера продолжали трудиться. И вот под эти «вентиляторы» стало вдруг затягивать две большие шлюпки со спасающимися людьми, лишь что спущенные кормовыми шлюп-балками. Оба спасательных суденышка раздробило в щепки, а бывших в них неудачников стало перемалывать, словно в гигантской мясорубке, – под лопастями погибло немало 20 человек, другие были ранены… Еще несколько человек так и не смогли выкарабкаться из внутренних отсеков гибнущего корабля.

В 9.07 «младший брат» «Титаника» перевернулся на правый борт (при этом внутри его корпуса раздался ужасный грохот рушащихся механизмов) и вслед за тем быстро пошел на дно. «Самый непотопляемый» корабль пропал в морской пучине всего через 55 минут после взрыва (а ведь тот же «Титаник» продержался на плаву почти 2 часа 40 минут!). Капитан Бартлетт, блюдя морскую традицию, до последнего мгновения находился на своем погибающем корабле. Оказавшись в воде, он сумел, благодаря надетому спасательному пояску, удержаться на поверхности и доплыл до ближайшей шлюпки.

Сигналы бедствия, подаваемые радистом «Британика», бывальщины услышаны на нескольких английских кораблях, которые поспешили на поддержка. Уже к 10 часам утра к месту кораблекрушения первыми барыши «Скоурж» и вспомогательный крейсер «Героик», потом еще несколько кораблей… На них поднимали из шлюпок людей с «Британика».

В всеобщей сложности удалось спасти 1104 человека. Число жертв крушения «Британика» составило 30 человек. Этот плавучий лазарет стал самым крупным судном, погибшим во время Первой всемирный войны. А операция по спасению с него людей была признана едва-едва ли не самой успешной.

Причина трагедии «Титаника» всем популярна: столкновение с огромным айсбергом. В случае с гибелью его близнеца безотносительной ясности до сих пор нет.

Согласно официально существующей версии, «Британик» очутился жертвой немецкой подводной лодки. Еще за несколько дней до трагедии германская субмарина U-73, какой командовал капитан Густав Зисс, поставила мины в проливе между островом Keа и континентом. На одну из таких мин и наткнулся супер-лайнер.

Долгое время затонувший в 1916-м гигантский корабль оставался «невидимкой». Лишь в 1975 году буквальное место его гибели установила экспедиция знаменитого французского исследователя Жака Ива Кусто. На вытекающий год водолазам удалось обследовать лайнер, лежащий на глубине возле 120 метров. Увиденное ими с одной стороны подтверждает официальную версию: в назализованный части судна, лежащего на правом борту, есть пробоина от взрыва. Но помимо этого подводные агенты обнаружили и другие повреждения корпуса «Британика».

Впоследствии члены экспедиции выдвинули другую версию гибели огромного парохода. Именно эта версия дает объяснение парадоксальному факту: отчего же «непотопляемый» «Британик» затонул гораздо быстрее своего не столь совершенного «посредственного брата». Согласно этой версии на борту госпитального (а потому неприкосновенного для германских кораблей) «Британика» британцы нелегально перевозили оружие в Египет. Выполняя свой шестой (очутившийся гибельным) рейс, лайнер должен был зайти в порт Александрии для разгрузки военной контрабанды. Однако об этой негласной операции сумела узнать немецкая разведка. Во время промежуточной лагеря «Британика» в Неаполе на его борт германским агентам удалось протащить и спрятать в одном из угольных бункеров хитроумное взрывное конструкция. Некоторое время спустя, в проливе Кеа адская машина сработала, потребовав еще и вторичный взрыв угольной пыли, скопившейся в полупустых уже к тому моменту бункерах огромного корабля (этот «запоздавший» взрыв слышали многие из тех, кто был на борту «Британика»). Детонация взрывоопасной угольно-воздушной смешения привела к серьезным повреждениям соседних с бункерами водонепроницаемых переборок и иных систем в трюмах корабля, нарушила герметичность отсеков, что и повергло к их быстрому затоплению.

Выглядит слишком фантастично? – Но даже отдельный из тех специалистов. которые отвергают данную конспирологическую версию, соглашаются с тем, что вторичный «угольный» взрыв все-таки мог случиться под влиянием взрыва мины, на которую наткнулся «Британик».

Немало тщательно исследовать лежащий на дне «Британик» экспедиции Кусто не позволило отсутствие в те годы соответственного оборудования для глубоководных работ. Уже в наши дни группе дайверов удалось пробраться внутрь корпуса затонувшего лайнера и обследовать некоторые из отсеков. Увиденное лишь подтвердило бывшую прежде информацию: герметичные двери в водонепроницаемых переборках отчего-то не задраены.

х х х

«Посмертная» судьба «Титаника №2» до сих пор не определена. Воли Греции, в территориальных водах которой лежит это затонувшее корабль, ратуют за то, чтобы включить «Британик» в списки объектов всемирного наследства ЮНЕСКО. Находятся энтузиасты, предлагающие поднять лайнер и восстановить его в первоначальном облике. Есть и более реальный план: создать виртуальный музей этого потерянного исполина, установив в разных местах его видеокамеры. Транслируемые облики различных частей лежащего на дне корабля при помощи компьютера будут объединяться в целую панорамную «картинку», которой смогут любоваться пришедшие в музей посетители.

Между тем при попытке реализовать любой из этих проектов вытекает учитывать, что на данный момент у затонувшего «Британика» имеется полноценный обладатель, без согласия с которым даже спускаться под воду для «рандеву» с «меньшим братом» «Титаника» нельзя. Зовут этого господина Саймон Миллз. Хозяином легендарного корабля он сделался в 1996 году. Тогда высокие военные чины в Великобритании вдруг хватились, что на балансе у их ведомства до сих пор еще остаются некоторые корабли, участвовавшие в Первой всемирный (среди них – гигантский плавучий госпиталь), и решили устроить необычную распродажу этих раритетов. Миллз, к тому поре уже давно интересовавшийся историей «Титаника», узнав о столь эксклюзивной торговой акции, подал заявку и приобрел «Британик» задешево. Сам «судовладелец» конкретизировать понесенные им затраты на эту сделку не торопится, но в печати упоминалась сумма 25 тысяч долларов.

Справка «МК»

Англичанке Вайолетт Джессоп «повезло» сделаться участницей аварий на всех трех супер-кораблях компании WSL. В сентябре 1911 года она была на борту «Олимпика», исполняя обязанности одной из стюардесс лайнера, когда он, столкнулся в Саутгемптонском бухте с крейсером «Хок», получил большую пробоину и вынужден был срочно возвращаться в порт. В апреле 1912-го Вайолетт, тоже будучи зачислена в штат стюардессой, плыла на «Титанике» и очутилась в числе спасшихся после катастрофы. А 21 ноября 1916 года при эвакуации людей с утопающего «Британика» медсестру Джессоп погрузили в одну из тех двух злополучных шлюпок, какие затянуло под вращающиеся винты лайнера. Однако и на сей раз англичанка избежала крахи.

Судьбу «Титаника» несколько лет спустя повторил его «двойник»
фото: ru.wikipedia.org