В Москве беспрецедентным спросом стали пользоваться микроквартиры

В Москве беспрецедентным спросом сделались пользоваться микроквартиры

Они популярны у покупателей, которые имеют узкий бюджет покупки: 2–3 млн рублей

В Москве беспрецедентным спросом стали пользоваться микроквартиры
фото: Геннадий Черкасов

Вплоть до 2008–2010 годов на базаре жилья правили бал большие квартиры. За последние пару лет популярность приобрели студии (в них соединена кухня и гостиная) и обычные квартиры скромного формата. По суждению управляющего партнера «Метриум Групп» Марии Литинецкой, микроквартирой сейчас можно находить жилье площадью от 15 до 30 кв. м.

— Доля объектов площадью до 30 кв. м достигает 7%. Однако в различных сегментах и типах жилья ситуация заметно отличается, — объясняет Литинецкая. — Малогабаритные квартиры в новостройках массового сегмента составляют 4% от суммарного объема предложения в этом сегменте, а в бизнес-классе — только 2%. На первичном рынке жилья элитного класса столь небольшие объекты вовсе не представлены. При этом значительно отметить, что два года назад (летом 2014 года) их часть в общем объеме предложения в массовом сегменте в Москве не превышала 0,1%.

Микрожилье разболтано больше всего в апартаментных комплексах: 18% от общего объема против 3% малогабаритных квартир.

На первоначальный взгляд такое жилище вызывает недоумение: что в нем делать? Гостиная и кухня, вяще похожие на небольшую комнатку в обычной квартире, ванная размером с чулан и коридор размером со шкаф. Но по цельному ряду причин покупатели начали делать ставку собственно на микроформат.

— Квартиры площадью порядка 20 кв. м — кризисный формат, — сообщает Мария Литинецкая. — Когда у клиентов нет уверенности в завтрашнем дне, то многие из них предпочитают не рисковать, т.е. отрекаются от ипотеки и довольствуются малым, пусть и в ущерб комфорту проживания. Как лишь рынок недвижимости начнет восстановление, девелоперы, вероятно, опять вернутся к привычной докризисной квартирографии. При этом и уже построенные дома с предложениями квартир по 20–22 кв. м найдут своего покупателя.

В Москве беспрецедентным спросом стали пользоваться микроквартиры
фото: Геннадий Черкасов

Но вящая семья с тремя детьми и домашней живностью вряд ли рискнет вселиться в микроквартире. Как объясняют эксперты, в первую очередь мини-формат рассчитан на одиноких людей.

— Квартиры площадью до 30 кв. м пуще всего покупают молодые люди, родители для детей-студентов, бизнесмены, нередко бывающие в командировках и рассматривающие такое жилье как альтернативу отелю. Тем не менее, если в семье два человека, то вряд ли выбор будет сделан в прок малогабаритной квартиры. Все же покупка недвижимости — долгосрочное вложение, — продолжает Мария.

Как уточняет директор по инвестициям Est-a-Tet Владислав Луцков, «бюджет покупки у молодых семейств, как правило, ограниченный, более 50% сделок приходится на наиболее низенький для столицы бюджет покупки — до 5 млн рублей, для Подмосковья — до 3 млн рублей». Кроме того, такое жилье — находка для покупателей, какие только планируют переехать в Москву.

— Мини-форматы позволили столичному базару в том числе привлечь региональных покупателей, которые имели узкий бюджет покупки по московском меркам (2–3 млн рублей), но желали иметь квартиру в столице в качестве инвестиций, на будущее для детей и т.д., — объясняет Луцков. — С основы уже нынешнего кризиса эта тенденция только усилилась, в том числе и потому, что базар стал активно пополняться проектами в доступном сегменте (лишь за год объем предложения в нем вырос в 1,7 раза).

Прогнозы на грядущей для тех, кто только задумал обзавестись скромным, зато своим жильём, — оптимистичные. Аналитики полагают, что формат не исчезнет и после кризиса.

— Вероятнее итого, число проектов с предложением студий будет расти, поскольку всеобщие тенденции рынка это подразумевают — увеличение числа и доли доступных сегментов (где в основном и представлены такие объекты), развитие индустриальных зон с застройкой опять-таки низкобюджетными проектами, — отмечает Владислав Луцков.