Владимир Федосеев в окружении оперы

Опубликовано ср, 13/09/2017 — 16:16 пользователем NEWSmuz.com

В Большенном зале Московской консерватории прошел Гала-концерт «Шедевры всемирный оперы», посвященный 85-летию одного из старейших российских дирижеров Владимира Ивановича Федосеева.
Юбиляр сам стоял за пультом своего Большенного симфонического оркестра, прославленного БСО им. П. И. Чайковского, который он возглавляет с 1974 года. Программа была большенный, истинно театральной, и включала в себя не только арии и дуэты, но и оркестровые и хоровые оперные фрагменты. В вечере принимали участие примечательный коллектив «Мастера
хорового пения» под руководством Льва Конторовича и четверо солистов.

Владимир Федосеев в окружении оперы

Бывальщины только российские звезды оперной сцены, которые успешно выступают и за рубежом. Баритон Василий Ладюк, тенор Алексей Татаринцев — солисты «Новоиспеченной оперы», сопрано Альбина Шагимуратова в основном поет за рубежом, а также на родимый сцене Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля. Все трое — приглашенные солисты Большенного театра. Меццо-сопрано Агунда Кулаева — солистка Большого арены. Программа была составлена очень красиво и разнообразно, что позволило открыть их не только вокальное, но и несомненное актерское дарование. В первом филиале исполнялась русская музыка — Римский-Корсаков, Глинка, Бородин. Во втором зарубежная — Верди, Беллини, Масканьи, Доницетти, Массне, Делиб, Бизе, Россини.

Владимир Федосеев в окружении оперы

Отворило Гала-концерт Вступление к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» «Похвала пустыне», масштабно и выразительно сыгранное БСО под управлением Владимира Федосеева. Бывальщины прослежены основные идеи, которые затем получат свое развитие в опере-сказании.

Первой на сцену вышла Альбина Шагимуратова —прозвучала ария Снегурочки из Пролога одноименной оперы-сказки Римского-Корсакова. Продолжая русскую тему, певица исполнила каватину Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Эту партию Альбина роскошно распевала на премьере оперы на открытии Исторической сцены Большого арены после продолжительного ремонта. Шагимуратова нашла массу прелестных нюансов в вокальном материале партии Людмилы. Восхищали красивость тембра ее голоса и стремительность и чистота колоратур. Сейчас краски этой каватины несколько потускнели. Это и удобопонятно. Опера Глинки давно не идет в театре, она выпала и из репертуара певицы, тем немало, что сейчас Альбина значительно чаще поет зарубежную оперу. На московском концерте она блистала во втором филиале. Но об этом несколько позже.
Для первого отделения Василий Ладюк избрал арию Грязного и дуэт Любаши и Грязного из первого поступки оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Изначально Ладюк примечательный лирический баритон с красивейшим тембром и замечательной кантиленой, ослепительной эмоциональностью и актерской харизмой. Что же касается партий драматического баритона, то вдали не все они подходят для его голоса, особенно в русском репертуаре. Именно Нечистой и не покорился Ладюку. Зачем насиловать свой голос? Ничего неплохого из этого не получается. Результат один — натужное и крикливое пение, утрата объема и красивого тембра, что певец и продемонстрировал в арии Григория Нечистого. А в дуэте его даже не всегда было слышно.
Безусловно, в русском филиале более удачливыми оказались двое других певцов — Агунда Кулаева и Алексей Татаринцев. Кулаева с натуральным русским насыщенным красивым меццо-сопрано справедливо считается лучшей исполнительницей партии Любаши в «Царской невесте» в Большенном театре. У нее все прозвучало: и дуэт, и прежде всего ария Любаши из второго поступки «Царской невесты», спетая без мелодраматического надрыва, но с глубинным трагизмом несчастливой любовницы Грязного. По-настоящему радовал Алексей Татаринцев, какой успешно побеждает свой страх перед верхним регистром. Сейчас его голос легко идет наверх, при этом восстанавливается тембральная красивость тенора. Очень достойно прозвучала у Алексея сложнейшая каватина Владимира Игоревича из второго акта «Князя Игоря» Бородина. Весьма радостным, светлый и «влюбленным» получился у него и Агунды дуэт Владимира Игоревича и Кончаковны с изумительным piano в финале.

Владимир Федосеев в окружении оперы

Второе филиал выглядело более гармоничным, легче, точнее и ярче пелось. Немного звучит в наших театрах сегодня русских опер. Если они и кушать в репертуаре, то больше Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, но из наследства Римского-Корсакова две-три оперы, не более, а уж про Даргомыжского, Направника, Рахманинова, Серова, Рубинштейна и вообще позабыли. Так скоро и разучатся российские вокалисты петь свою русскую оперу…

Альбина Шагимуратова была неплоха во всех трех дуэтах. В дуэте Адины и Неморино из оперы Доницетти « Сердечный напиток» ее партнером был Алексей Татаринцев, легкий подвижный, забавный. Весьма красиво прозвучал романтический дуэт Лакме и Маллики из оперы Делиба «Лакме» у А. Шагимуратова и Агунды Кулаевой. В третьем дуэте Шагимуратова распевала с Ладюком. Плутовка Розина и пройдоха Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини бывальщины так зажигательны, естественны, гармоничны, пластичны и мастерски плели изящные певческие кружева, что зал устроил их авторам более чем заслуженную овацию. Оригинальным же шедевром у Альбины стала знаменитая ария Нормы из оперы Беллини. Пока партии целиком у певицы нет. Она выучила лишь арию, но как спела ее! Красивейшая кантилена и яркое вокальное наполнение снискали Шагимуратовой завоёванный успех. Уже ясно, что рождается настоящая исполнительница этой великой партии.

Владимир Федосеев в окружении оперы

Василий Ладюк и Альбина Шагимуратова

Немало благополучным было выступление Василия Ладюка во втором филиале. Он точнее подобрал зарубежный репертуар. Это и ария короля Альфонсо из второго поступки «Фаворитки» Доницетти и дуэт Зурги и Надира из оперы Бизе «Искатели жемчуга», какой он исполнил с Алексеем Татаринцевым, и конечно его искрометный Фигаро.

Владимир Федосеев в окружении оперы

Василий Ладюк и Алексей Татаринцев

Романтично-поэтическую окраску получило у Татаринцева ариозо Вертера из оперы Массне. Весьма серьезную заявку предъявила Кулаева, исполнив арию Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи. Ее ослепительное и выразительное меццо-сопрано словно создано для этой партии. Весьма ценно, что артистка никому никому не подражала, а предложила свое прочтение трагической судьбины страдающей Сантуццы.
Не все получилось у оркестра и «Мастеров хорового пения». Если оркестр был увлекателен и убедителен в «Похвале пустыне», то в Половецких плясках из «Князя Игоря» Бородина, какими заканчивали первое русское отделение, не сложился ансамбль оркестра и хора. Чересчур громко звучали ударные и медные инструменты, заглушая хор, а несбалансированность звучания и сбои ритма приводили к открыто заметным расхождениям этих коллективов. Но были и моменты баланса, и тогда можно было блаженствовать пением хора, особенно его красивой сопрановой группы. Открыто не хватило репетиционного времени на это сложное произведение Бородина.

К счастью, ничего подобного не наблюдалось в зарубежном филиале. Торжественно прозвучал Триумфальный марш из «Аиды» Верди при целом балансе оркестра и хора, а оркестровое Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи было заполнено удивительной проникновенностью. На «бис» БСО и певцы подготовили квартет из последнего поступки оперы Верди «Риголетто». Ладюк- Риголетто, Шагимуратова – Джильда, Герцог- Татаринцев, Маддалена – Кулаева. Буквальная выстроенность вокальных партий и их гармоничный союз с оркестром дали возможность закончить вечер на рослой ноте. Несмотря на ряд огрехов, юбилейный гала-концерт «Шедевры всемирный оперы» оставил очень приятное впечатление и радостное расположение мастерством БСО под управлением юбиляра Владимира Федосеева, «Мастеров хорового пения» пу Льва Конторовича и талантом молодых российских оперных певцов.

Владимир Федосеев в окружении оперы

Алексей Татаринцев, Альбина Шагимуратова, Агунда Кулаева, Василий Ладюк

Елизавета ДЮКИНА

Фото: Елена КОРОЛЕВА-ВОЛОЧКОВА

Ключ: newsmuz.com