Экономику США спасет только «черная пятница»

Экономику США спасет лишь «черная пятница»

Самый большой торговый уикенд года обещает принести Вашингтону до $655 млрд

Экономику США спасет только «черная пятница»
фото: pixabay.com

Начинается пресловутая «черноволосая пятница» уже в четверг: если когда-то магазины в этот день бывальщины закрыты, то сейчас многие, особенно крупные сетевые универмаги, обнаруживают «черную пятницу» накануне вечером. Значит, «пятница начинается в четверг»? О нет, гораздо ранее! С каждым годом все больше магазинов начинают праздничную ноябрьскую распродажу с предпраздничного «подглядывания» тех цен, какие наступят после Дня Благодарения: за несколько дней до праздника они уже реализуют доля распродажного ассортимента с огромными скидками – 40, 50, 65, 75 процентов.

«Пятница» и начинается не в пятницу, и не в пятницу заканчивается. Скидки «черноволосой пятницы» действуют весь уикенд, до полуночи воскресенья. А вдогонку за воскресеньем идет «киберпонедельник» – самый большой торговый день года для интернет-торговли. Истина, в нем участвуют в основном ритейлеры помельче – те, кому трудно конкурировать в уикенд «черноволосой пятницы» с гигантами розничной торговли типа Wal-Mart, Sears, Macy’s …

«Черноволосая пятница» называется «черной» потому, что в этот день у предприятий розничной торговли баланс сходит из «красного» в «черное» – прорыв в прибыль происходит за счет невообразимой потребительской активности американцев, которую подогревают всеми вероятными средствами. Например, сеть универсальных магазинов JCPenney в этом году начнет распродажу «черноволосой пятницы» в 15.00 в четверг, и слетевшимся на раздачу «халявы» ранним пташкам в этих лавках будут вручать скидочные купоны: скидка в $10 с покупки стоимостью $10 или немало, скидка в $100 с покупки на $100 или более, скидка в $500 с покупки на $500 или немало (пока не закончатся купоны, а сколько их – не говорят). Распродажа будет продолжаться нон-стоп до 22.00 в пятницу.

Этот полуторасуточный марафон – ничто по сравнению с тем, как трудится в праздники Wal-Mart, самая крупная торговая сеть планеты. Особые предложения «черноволосой пятницы» в магазинах этой сети вступят в силу в 18.00 в четверг, в День Благодарения. Съели традиционную индюшку с картофельным пюре, кофейной подливой и клюквенным соусом – и вперед, к новым покупкам по вящей части ненужного добра. В этой «битве за покупки» любой год случаются эксцессы: народ ждет открытия магазинов часами, нервы натужены, потом все бросаются в открываемые двери, снося всё на своем линии. Бывают драки, травмы, повреждение имущества…

Американцы одержимы шопингом – неспроста у них две трети ВВП страны обеспечивает потребительская активность. Их просторные дома завалены барахлом, приобретённым «по случаю». Немалая часть этих вещей годами возлежит без употребления, а потом в нераспечатанном виде отправляется в пожертвования. Уместно, больше всего американцы – мировые рекордсмены по части филантропии – жертвуют на благотворительность собственно в праздничный сезон, от Дня Благодарения до Нового года.

Что они будут покупать в этом году? Наиболее популярными покупками будут, сообразно исследованиям, одежда, обувь и украшения (эти вещи хотят обзавестись 61% участников «черной пятницы»). Чуть меньше (56%) собираются приобрести в подарок родным и друзьям подарочные карточки (их выпускают на различные суммы торговые сети и кредитные компании). Книги, компактные диски, DVD и видеоигры намерены прибрести 44% янки, игрушки – 42%, пищевые продукты – 31%, компьютеры, смартфоны, телевизоры и прочую электронику – 30%.

Если некто из вас окажется в эти дни в Штатах и захочет поучаствовать в потребительском безумии «черноволосой пятницы», советую заранее посмотреть в интернете, где, что и почем «подают». Самые большие потребительские ресурсы в этом году проанализировали 8000 предложений ритейлеров – если вам необходим конкретный подарок, вы можете выбрать самый выгодный вариант. К образцу, средний размер праздничных скидок в этом году самым вящим оказался у сети универмагов Macy’s – 63,4%.

А в заключение – еще один статистический показатель: немало 35% американцев ненавидят «черную пятницу». Любят ее, для сравнения, лишь 14,7% обитателей страны. Оставшаяся половина населения к этому «празднику потребления» безразлична.

СПРАВКА «МК»

До «черной» пятницы я совершенно свободен

В нашей краю распродажи подобного характера проводятся с 2010 года. Истина, в отличие от США, российские потребители предпочитают совершать покупки сквозь Интернет. Статистика также подсчитывается специализированными порталами среди пользователей Всемирной сети, потому она не отражает объективных результатов.

Тем не менее, как подсчитал один из таких сайтов, в прошедшем году каждый россиянин, то есть тот, кто все-таки тратил в этот день свои оружия и не пожалел пяти минут, чтобы ответить потом на проблемы теста в Интернете, израсходовал в «Черную пятницу» в среднем 5,7 тыс рублей. Прогнозируемые на 2016 год затраты потенциальных покупателей увеличатся на 7% до 6,1 тыс рублей.

Вроде бы немножко. Но ритейлеры рассчитывают в этот раз взять не качеством, а числом: по оценке коротавшего исследование сайта, ожидается, что в 2016 году в акциях «Черноволосой пятницы» примут участие 92% опрошенных россиян, тогда тогда как в 2015 году эта цифра составляла итого 19%.

В первую очередь, россияне нацелены на одежду и электронику. Это объясняется тем, что покупатели собираются воспользоваться шансом обзавестись подарки на Новый Год и Рождество для себя и близких со скидками.

Давки возле супермаркетов, как это случается в США, очевидно не предполагается: 83% российских респондентов намерены использовать возможности интернет-сервисов для планирования покупок.

Илья БАРАНИКАС, Нью-Йорк

Ключ: mk.ru