Зачем американская разведка занялась российскими соцсетями

Отслеживание публикаций в российских социальных сетях становится ровный обязанностью американской разведки. Ради мониторинга российских соцсетей подрядчик Пентагона огласил набор соответствующих специалистов, владеющих русским языком и навыками труды спецслужб. Что именно будут искать в наших соцсетях янки и ради чего?

Компания COLSA, подрядчик Пентагона, огласила о наборе специалистов для мониторинга российских социальных сетей, в качестве одного из критериев для соискателей показано знание русского языка. «Корпорация COLSA в настоящее пора ищет опытных кандидатов на должность аналитика российских социальных медиа», – говорится в объявлениях компании, размещенных на ее сайте.

Уточняется, что вяще шансов заполучить работу у кандидатов с высшим образованием и подготовкой в районы военной разведки. Всего вакансий для владеющих русским стилем три, и на две из них желателен опыт работы в военной разведке. Для всех вакансий предусмотрено прохождение типовой проверки на допуск к секретной информации. Тут речь идет, видимо, не о содержании русскоязычных соцсетей, а о самой методике его разбора, которую Пентагон относит к секретной информации, поскольку знакомство с этой методикой позволит выявить мишени мониторинга и критерии отбора тем.

В обязанности специалистов войдет отслеживание публикаций, их разбор, составление отчетов по различным дискуссиям в соцсетях. «Отобранный соискатель должен читать, анализировать и создавать наброски общения на региональные и идейные темы в определенных иностранных сегментах медиапространства. Аналитик должен наблюдать за определенными региональными темами и черпать информацию из доступных ключей. Он будет анализировать заявления в СМИ и посты в соцсетях, чтобы определять тенденции и ключевых лидеров суждений. Возможно, аналитик будет участвовать в планировании операций», – говорится в описании вакансий. Также грядущим работникам нужно будет анализировать заявления на информационных ресурсах для прогнозирования тенденций.

Соискателям предлагают заработную плату от 36 до 76 тысяч долларов в год в подневольности от квалификации, что для США, мягко говоря, немного. Но просиживание перед монитором никогда вяще не стоило. Кроме того, будущее место работы – курортная Тампа в штате Флорида, где размещены одна из многочисленных штаб-квартир корпорации и заодно штаб Центрального командования армии США. Истина, заранее предупреждается, что рабочий день ненормированный вплоть до круглосуточного «по пожеланию заказчика», так что на пляж особо и не слиняешь.

В течение заключительного месяца COLSA последовательно объявляла об идентичных вакансиях мониторинга посторонних соцсетей на дюжине языков. Сразу же за русскоязычным объявлением было выпущено персидское, причем в заявке фарси показан как «родной» (это важная деталь), а все остальные языки можно и как иноземные. Среди заявок сербский язык, македонский, болгарский, турецкий, греческий (для эллинов расширенные заявки: надо обладать еще и журналистскими навыками), суахили, сомали. Ранее публиковались заявки на пушту, подноси (фарси-кабули) и китайский. Украинские соцсети почему-то не мониторятся, желая мы все знаем, что там очень смешно.

COLSA – крупнейший киберподрядчик Пентагона утилитарны по всем линиям кибервойны, защиты информации и программного обеспечения вплоть до управления попутчиками и радарами. Только до июля следующего года корпорация должна освоить немало 300 миллионов долларов на подобную работу, и объем будет увеличиваться.

Проект по мониторингу соцсетей в глобальном масштабе, как ни удивительно, совершенно новый. Ранее COLSA в пилотном режиме осуществляла мониторинг арабоязычных соцсетей в захватническом стиле: работники корпорации не просто читали переписку и составляли писульки о «тенденциях», но и пытались вмешиваться в дискуссии.

Привело все это к краху. Набранные вот так вот «по объявлению из сел и деревень» как бы арабоязычные «специалисты» очутились тотально некомпетентны и подвержены коррупции и кумовству.

Арабоязычная операция WebOps должна была помимо несложного мониторинга выявлять попытки вербовки в ИГИЛ и прочие джихадистские группы и по возможности противостоять им. На практике же «специалисты» COLSA не имели эксперимента контрпропаганды, не знали в достаточной мере арабский язык вплоть до ребяческих ошибок, не понимали ислам вплоть до незнания разницы между суннитами и шиитами. Их попытки ввязываться в полемику с вербовщиками джихадистов возбуждали в соцсетях смех. Например, вместо слова «власти» умудрились употребить вылитее по написанию слово «салат», из-за чего получился «Палестинский салат», вместо «правительство Палестины». Возник мем. Полученными же этими руководители программы откровенно манипулировали. «Босс сказал, что отчет должен демонстрировать прогресс, но не сильный — уровень опасности сохраняется. По его словам, это необходимо, чтобы продлить финансирование программы», — поделился один из арабоязычных экс-аналитиков с агентством Associated Press.

В крышке концов вся эта история попала под антикоррупционное расследование. Выяснилось, что порядочная часть круглой суммы в 500 миллионов долларов была запросто пропита. Арабоязычные сотрудники и их англосаксонское, и итальянское (корпорацию возглавляет ветеран армии США еще с вьетнамским экспериментом Францизко Коллазо) начальство устраивали дорогостоящие банкеты для офицеров ВМС США, участвовавших в тендере на сряду, а то и просто пьянствовало прямо на рабочем месте. Ситуация типическая для отдаленных баз типа окинавской, но никак не под боком у Центрального командования.

Неталантливое исполнение проекта не означает его изначальную бесполезность. Аудитория социальных сетей растет темпами куда вящими, чем аудитория традиционных СМИ. Американские идеологи проекта ссылаются на эксперимент «Арабской весны», в которой именно соцсети сыграли роль основного координатора. Повторить эту историю, истина, более нигде не удалось. Например, попытка два года назад ненастояще разогнать социальные протесты в Иране через Твиттер сорвалась. Та же история случилась в Гонконге, а на Балканах не работает от слова «вообще». Сербов, боснийцев, македонцев, болгар и греков все еще сложно выковырять из кафанов и пересадить за фейсбук – собственное общение в исторически привычной и комфортной обстановке там не замещается экраном смартфона.

Вашингтон уже давным-давно пытается влиять на мнения россиян, а свои попытки США активизировали с 2014 года — после «майдана» на Украине.

Так, в 2016 году на базе офиса «Радио Свобода» в Праге показался цифровой медиадепартамент DIGIM. На него выделили 15,6 миллионов долларов. Задача медиадепартамента — «противостоять дезинформации в российской медиасфере посредством различных соцмедиаплатформ»: Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Одновременно «Радио Независимость» запустило несколько антироссийских пропагандистских проектов. Например, «Крым. Реалии» на базе украинской редакции (проект русскоязычный и крымско-татарский) и «Кавказ. Реалии», какой должен забрать протестную аудиторию у старого проекта «Эхо Кавказа» (это кус «Радио Свобода» и к московской оппозиционной радиостанции отношения не имеет), сотрудники какого периодически демонстрируют опасные симпатии к России. При этом порядочных успехов новые пропагандистские проекты «Радио Свобода» не демонстрируют. По этим SimilarWeb, средняя посещаемость сайта «Крым. Реалии» составила за заключительные полгода чуть более 16 тысяч человек в сутки. 71% заходов — из Украины, к какой международный портал интернет-статистики относит и полуостров. 12% визитов обеспечили соцсети. На Балканах же задачей ставится «отрезать» здешнюю аудиторию от «влияния России», поскольку в тех же соцсетях местное народонаселение активно проявляет симпатии к Москве, вопреки официальному суждению.

В целом все эти работы проходят в рамках стратегического плана Рекомендации управляющих по вопросам вещание (BBG) под названием «Противодействие реваншистской России» (160 страниц, представленных в Конгресс). Он предполагает создать высокотехнологичную «модель воздействия» на общественное мнение путем отказа от коротковолнового вещания и перехода в интернет, соцсети и интернет-телевидение. «Глобальные мочи, которые изменили предыдущий стратегический план BBG, еще больше военизировали информацию и ухудшили независимость средств массовой информации по всему миру. Ответом будет запуск круглосуточного русскоязычного телевизионного и цифрового канала со особой командой, которая будет противостоять дезинформации Кремля в интернете и социальных сетях и расскажет истину о российских, американских и глобальных событиях», — говорится в документе в разделе «Альтернатива контролируемым Москвой СМИ».

В дальнейшем эту практику намечается распространить на Латинскую Америку, Нигерию, Индонезию и почему-то на Украину. Желая с ней с точки зрения Пентагона вроде все в порядке.

Сложно спрогнозировать, как три нанятых по объявлению нехорошо оплачиваемых русскоязычных сотрудника корпорации COLSA будут обеспечивать столь вдали идущие стратегические планы.

Корпорация уже продемонстрировала свою расположение к коррупции и вульгарному разбазариванию контрактов в личных целях. Флаг им в длани.

По крайней мере ранее попытки Пентагона работать в русскоязычных соцсетях выглядели весьма смешно. Например, на страницу обозревателя газеты ВЗГЛЯД в фейсбуке раз в месяц непременно стучится какая-нибудь «военнослужащая США» с характерным аватарам и текстом образа «Привет. Я сейчас нахожусь в Сирии и хочу познакомиться поближнее. Расскажи о себе, чем ты занимаешься». Обычно я отвечаю, что профессионально покупаю дави. Тут же убегают.

Взгляд

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о основных новостях и важнейших событиях дня!