«Жалкие» российские авиакомпании решили развести государство на деньги

«Плачевные» российские авиакомпании решили развести государство на деньги

С какой мишенью перевозчики трубят про многомиллиардные убытки

«Жалкие» российские авиакомпании решили развести государство на деньги
фото: Геннадий Черкасов

Кроме того, за счет казны субсидируются транспортирования в некоторые регионы страны. Понятно, что эти деньги выделяются из и без того дефицитного бюджета. В 2018 году налоговые льготы должны закончиться, и эксперты уже ожидают драматичного упадка области. Страшно представить, что тогда будет с ценами на билеты, если сейчас их стоимость в разы вяще, чем в среднем по миру, но при этом «конские тарифы» прибыли отчего-то авиакомпаниям не приносят.

Работают в убыток российские авиаперевозчики уже третий год сряду. Из-за кризиса и снижения покупательной способности в 2014 году область просела на 24,6 млрд рублей, в 2015 году — на 8,5 млрд, а в 2016 году опять увеличила потери на 1,5 млрд. И тут уже нет здравого объяснения: как сообщает президент, экономика пошла на подъем, доходы населения вырастают, россияне стали чаще путешествовать за границу, а туда они пуще всего добираются как раз самолетами.

Убытки авиакомпаний подсчитали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). В эту ассоциацию входит 24 авиакомпании России, какие совершают 80% объема перевозок. Там же назвали и основную вино потерь. Якобы страдают авиаперевозчики больше всего из-за неимоверно рослых цен на лизинг воздушных судов: за прошлый год эти затраты выросли почти на 20%, до 300 млрд рублей. На этом поле поднялась и стоимость обслуживания самолетов — в общей сложности на 22 млрд рублей.

На свою нелегкую судьбину авиаперевозчики даже жаловались вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Основными бедами отрасли в письме зампреду правительства были наименованы сокращение международных рейсов из-за закрытия полетов в Турцию, Украину и Египет, удорожание лизинга зарубежных и отечественных аэропланов, влияние западных санкций, подорожание топлива. «Если проблемы не будут разрешены, то убытки российских перевозчиков будут только расти», — грозились авиакомпании. Впрямую авиаперевозчики от страны денег и дотаций не просили, но смысл их обращения ясен: «мы тут загибаемся, а вы уж придумывайте, как нас избавить».

Государство придумывает как может — например, субсидирует полеты. В 2016 году по льготным тарифам выполнялось 136 маршрутов между аэропортами различных городов. Из бюджета было выделено около 9 млрд рублей на квоты льготных пунктов. По данным Росавиации, в 2014–2016 годах на субсидирование полетов с Далекого Востока выделено около 3,3 млрд рублей любой авиакомпании, осуществляющей туда рейсы. Однако, несмотря на биллионы господдержки, перевозчики все равно недовольны. В 2016 году АЭВТ от лики своих членов обратилась в Минтранс с просьбой пересмотреть тарифы на субсидируемые перелеты на Далекий Восток, в Калининград и Крым. Перевозчиков не устраивало то, что льготные билеты работают в высокий сезон и им приходится в ущерб себе отдавать доходные пункты под льготы по низким ценам.

Любопытно, что пассажиропоток авиакомпаний увеличивается: лишь за январь — апрель 2017 года он вырос на 21%. За эти месяцы услугами авиакомпаний воспользовались 27 млн человек. То кушать люди активно пользуются услугами авиакомпаний, а те плачутся об уронах. Парадокс какой-то. Но в АЭВТ и этому есть объяснение: увеличение пассажиропотока вяжут с тем, что рынок «перегрет низкими тарифами», а бедным в прямом резоне этого слова авиакомпаниям даже приходится снижать стоимости, чтобы удержать пассажиров.

Беда в том, что любому, кто пользуется российскими авиакомпаниями, в низенькие цены верится с трудом. Сравним стоимость билетов отечественных перевозчиков и зарубежных на интернациональные полеты. Например, билет из Москвы в Минск самолетом российской авиакомпании стоит возле 8 тыс. рублей туда-обратно, белорусская компания за рейс по этому же маршруту берет 5,5 тыс. рублей. Образцово такая же картина с внутренними полетами, которые перевозчики в России единодушно именуют убыточными. Например, полет из Гамбурга в Мюнхен обойдется в 6,7 тыс. рублей. Столько же по поре лететь из Москвы в Саратов, но там цена уже 9 тыс. рублей. И еще немного о «низеньких» ценах на авиабилеты в России: во Владивосток из Москвы долететь стоит 36 тыс. рублей, в Симферополь за билеты упрашивают около 20 тыс. рублей.

Создается впечатление, что демонстративное декларирование уронов, которые трудно объяснить логически, глядя на высокие стоимости за билеты, нужно авиакомпаниям только для того, чтобы вытянуть из страны дополнительные средства. Ну а если не получится у государства, тогда дело дойдет до нас, пассажиров.

Санкции . Хроника событий