Ждет ли нас бензин по 100?

Ждет ли нас бензин по 100?

Стоимости на бензин и дизельное топливо скоро снова начнут вырастать. Кто виноват, и что с этим делать?

В первой половине 2018 года в краю был отмечен настоящий топливный кризис. К маю цены на бензин вытянулись на 7,7%. После многочисленных акций протеста властям пришлось отреагировать и зачислить ряд мер, после чего ситуация на топливном рынке страны стабилизировалась.

По политическим соображениям, правительство хватало паузу с запланированным на 1 июля повышением акцизов на моторное топливо. Но вот сейчас вице-премьер Козак сделал подарок всем автолюбителям и перевозчикам, огласив, что с Нового года акцизы таки будут увеличены на 2,7-3,7 тысячи рублей.

Всем адекватным людям удобопонятно, что с 1 января 2019 года в стране начнется новый виток топливного кризиса. Но эксперты предупреждают, что случиться это все может даже раньше. Тому есть несколько вин:

1. Из-за девальвации рубля нефтяным олигархам выгоднее гнать топливо за рубеж. Потому «невидимая рыка рынка» просто гарантирует образование дефицита бензина и солярки в самой России. Лишь за август цена биржевая цена выросла на 8%.

2. Осенью на плановый ремонт уходят отдельный нефтеперерабатывающие заводы России. Например, полтора месяца будет простаивать Ангарский нефтехим.

Уже этой осенью, если не предпринять мер, вновь повторится ситуация основы года. Рост цен на моторное топливо трижды ударит по карманам россиян: 1) вытянется чек на АЗС для автолюбителей, 2) закономерно вырастут цены на прилавках лавок из-за заложенной в них стоимости перевозки и 3) увеличится инфляция.

Пора колотить тревогу? Что делают наши ответственные лица? Федеральная антимонопольная служба заверяет, что все под контролем, проблем с поставками топлива нет. Чиновники находят, что владельцы АЗС смогут обойтись без повышения ценников, поскольку накоплены порядочные запасы топлива, а его производство в целом растет:

Достигнутые показатели указывают на отсутствие предпосылок для нарушения стабильного топливообеспечения автомобильным бензином внутреннего базара РФ

Но даже если допустить, что оптимизм антимонопольщиков имеет под собой отдельный основания, то надо помнить, что с Нового года как раз заканчивается налоговый маневр для нефтяников. Был повышен налог на добычу здоровых ископаемых, и одновременно снижены таможенные пошлины. В правительстве уверяют, что не допустят острого скачка цен на моторное топливо. Эксперты так комментируют способы, какими это может быть достигнуто:

Воли справятся с проблемой роста цен на бензин с помощью отрицательного акциза для НПЗ. Механизм должен нивелировать повышенный ранее акциз и НДС, а также повышение налога на добычу здоровых ископаемых

На бумаге все выглядит красиво: сырьевикам будет равно выгодно работать и на внешнем, и на внутреннем рынке, а также в наваре останутся и НПЗ. Однако опасность для этой конструкции воображают внешние факторы: возможный резкий рост цен на нефть, западные санкции и девальвация национальной валюты.

Немощный рубль и агрессивный рост мировых цен на нефть делают внутренний базар менее конкурентным
– поясняют специалисты.

Если хитрый план Козака не сработает, то у воль останется только одна возможность, чтобы не допустить бензина по 100 рублей за литр – до 90% повысить пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Но это может сработать лишь временно. Аналитик ИК «Цэрих Капитал Менеджмент» Сергей Королев указывает:

В долгосрочной перспективе стоимости на топливо на внутреннем рынке будут равны ценам на внешнем, это лишь проблема времени

На возможный рецидив топливного кризиса работают такие факторы, как дальнейший всемирный рост цен на нефть и продолжающаяся девальвация рубля.