Живые цепи и синие ленты: О манипулировании поведением толпы вокруг Исаакиевского собора (ФОТО, ВИДЕО)

Живые цепи и синие ленты: О манипулировании поведением толпы вокруг Исаакиевского собора (ФОТО, ВИДЕО)

Воскресенье в цивилизованной столице было ознаменовано третьей по счету акцией протеста против передачи Исаакиевского собора Русской православной храмы.

Как и предыдущая встреча, которая прошла 28 января на Марсовом поле, это мероприятие не было согласовано с Законодательным собранием Санкт-Петербурга и прошло в формате встречи избирателей с депутатами.

Как и в прошлый раз, это предполагало отсутствие звукоусиливающей аппаратуры, плакатов и флагов. Однако воскресную повстречаю оппозиционные лидеры решили провести в непосредственной близости от святилища, на Исаакиевской площади.

Обусловлено это было, на наш взгляд, тем, что встреча на Марсовом поле показала реальное число активного населения, готового прийти на митинг (несмотря на формальную сторонку акции, это был именно митинг). Кроме того, было заявлено, что кругом Исаакия создадут живую цепь, символизирующую гражданскую защиту собора от его передачи на баланс РПЦ.

Живые цепи и синие ленты: О манипулировании поведением толпы вокруг Исаакиевского собора (ФОТО, ВИДЕО)

Напомним, что мы принципиально не прикасаемся религиозной, исторической и финансовой составляющих вопроса, а лишь рассматриваем поступки оппозиции, которая, на наш взгляд, умело пользуется общественным резонансом для создания и эскалирования штатского протеста (с выводами по акции протеста, состоявшейся 28.01.17, можно ознакомиться по ссылке Кубовая лента как новый символ либералов? — о манипулировании поведением гурьбы вокруг Исаакиевского собора).

По традиции открыл митинг его устроитель, депутат Законодательного собрания Борис Вишневский. Говорил он в этой доли своего выступления фактически только о технической стороне мероприятия: куда гражданам вытекает идти и как вести себя для создания живой цепи кругом храма. Следом выступил Максим Резник, который эмоционально и профессионально рассказал о том, что совместно можно многое, о том, что у него нет сомнений в том, что статус Исаакиевского собора как музея удастся отстоять. В качестве образца успеха гражданской активности привел перенос места стройки башни «Газпрома». Максим Львович призывал максимально использовать социальные сети для распространения своей позиции и войны с решениями властей.

Правда, учитывая, какие возрастные группы доминировали на акции протеста, с энтузиазмом его лозунг восприняли не все.

После господина Резника слово вновь взял Борис Вишневский и сделался рассказывать уже о том, что, на его взгляд, Заксобрание должно выразить недоверие губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, и что оппозиция основы компанию за его отставку. Стоит сказать, что две недели назад на Марсовом поле ключами подобных высказываний были Андрей Пивоваров и Оксана Дмитриева, какая вообще сравнила нынешнюю власть с фашистами. По всей видимости, это было чересчур даже для отчаянных оппозиционеров, и в воскресном митинге эти политики не участвовали. Эстафетную палочку от них зачислил Борис Лазаревич, хотя его речь и была значительно немного радикальна.

Живые цепи и синие ленты: О манипулировании поведением толпы вокруг Исаакиевского собора (ФОТО, ВИДЕО)

Но речи речами, а энергия протеста всегда заключена в поступке. По указанию Резника и Вишневского собравшиеся, многие из которых прикрепили на платье полученные 28 января синие ленты, двинулись сквозь дорогу к собору, чтобы взять его в кольцо.

Рассказывая две недели назад о митинге на Марсовом поле, мы предлагали читателям заострить внимание на том, что оппозиционные лидеры применяют по касательству к гражданам приемы манипуляции. К ним можно было отнести внедрение атрибутики, команды, призывающие к синхронным поступкам, и подмену сути массовой акции: из митинга за сохранение статуса Исаакиевского собора она обратилась в движение за смещение губернатора. По результатам акции на Исаакиевской площади можно произнести, что к этому списку добавилось создание живых цепей.

Этот зачисление используется технологами протестных движений, как минимум, с конца 80-х годов, если сообщать о советском и постсоветском пространстве.

Целью метода является создание сильнейшей эмоциональной фиксации, якорении, участников на их льющейся деятельности, формирование у них чувства единения с другими участниками. Кроме того, подобный эффект, желая и в ослабленной форме, живые цепи вызывают в тех, кто впоследствии увидит их в теленовостях или видеоблогах.

Правды ради стоит сказать, что статичной картинки организаторам добиться не удалось. Участники акции бывальщины вынуждены вокруг собора непрерывно ходить из-за того, что митинг был не согласован. Также по сравнению с предыдущей акцией Вишневский и Резник смогли привлечь гораздо меньше участников. По субъективной оценке на Исаакиевскую площадь пришагало не больше тысячи человек. Оппозиция по традиции заявила о двух тысячах неравнодушных.

Живые цепи и синие ленты: О манипулировании поведением толпы вокруг Исаакиевского собора (ФОТО, ВИДЕО)

Можно ратифицировать, что энергия протеста, объявленного Вишневским и Резником — то есть протеста против не столько передачи святилища, сколько против губернатора Полтавченко — пошла на спад. Это видать и по количеству пришедших граждан, и по отсутствию среди выступающих тех, кто в прошедший раз был особенно радикален и смел.

Вместе с тем, отрицать, что протест организован с использованием не самых незапятнанных приемов, невозможно. Спустя две недели повторимся: протест, какой зарождается в Санкт-Петербурге якобы вокруг передачи Исаакиевского собора РПЦ, заслуживает самого пристального внимания как деструктивная и опасная деятельность либеральной оппозиции.

Петр Царев, корреспондент www.westvoices.com, специально для «Русской весны»

Leave a Reply