2017-й будет еще тяжелее: эксперт прокомментировал итоги года от Путина

2017-й будет еще тяжче: эксперт прокомментировал итоги года от Путина

А в 2018-м в России начнется иная эпоха. Но какая?

2017-й будет еще тяжелее: эксперт прокомментировал итоги года от Путина
фото: kremlin.ru

Прием в Кремле в честь предстоящего празднования Новоиспеченного года состоялся сразу после заседания Совбеза. И по вполне удобопонятным причинам носил рабочий формат, без патетики и громких рапортов о достижениях..Однако глава страны назвал успехи 2016 г. «результатом всего нашего народа». И произнес здравица за Россию и ее народ.

Действительно, если итожить то, что прожили в 2016 г., то трудностей на давлю населения выпало немало. И снижение уровня жизни, и дороговизна в лавках, и пресловутые «горячие точки», где Россия вела (и продолжает вести) войну за справедливость, отстаивать собственные национальные интересы…

Теперь вот совсем жуткая авиакатастрофа под Сочи, которая унесла 92 человечьих жизни…

Но что год грядущий нам готовит? Будет ли он в социально-экономическом плане несложнее 2016-го или мы снова услышим от ВВП, что год 100-летия Октябрьской революции преподнес нам новоиспеченные потрясения и испытания, что выдался он еще сложнее 2016-го?

С этим проблемой мы обратились к известному экономисту, директору Института актуальной экономики Никите ИСАЕВУ:

— Размышляю, что 2017 год будет во многом сложнее, чем 2016-й. Предпосылок для экономического роста в краю не создано. Резервный фонд, благодаря которому мы во многом придерживались, тает. Падают все макроэкономические показатели, снижаются доходы народонаселения, покупательский спрос. Если где-то у нас и отмечаются положительные сдвиги, так это в нефтегазовой сфере, в какой мы наращиваем объемы добычи. Или в некоторых отраслях, где успех объясняется протекционистскими мерами правительства. В частности, я имею в облику наше сельское хозяйство.

На мой взгляд, мы очень уповаем на Дональда Трампа, ждем от него позитивных сигналов в отношении России. Но сами не особенно стремимся изменить ситуацию. Экономика по-прежнему накрепко зависит от цен на нефть, об этом сказал и президент на приеме в Кремле.

— Но степень инфляции в уходящем году запредельно низкий, значит, что-то у нашего кабмина получается?

— Различными путями его можно сделать каким угодно, хоть обратить инфляцию в дефляцию. Но для населения это ровным счетом ничего не означает. Официально доходы у людей снизились в нынешнем году на 10%, добавим сюда 5,5% инфляции — в итоге жить стали хуже на 15 %.

— Какие реформы необходимо прочертить?

— Здесь много аспектов, где, что называется, жеребец не валялся. Это возможность сокращения на 20% неэффективных расходов, обеспеченность золотовалютными резервами, подходы к пенсионной системе, снижение налогов для небольшого и среднего бизнеса… Во всех сферах нужны реформы. И, разумеется, России необходимо возвращаться в глобальную экономическую систему, возрождать отношения с Евросоюзом, плотнее заниматься евразийской интеграцией.

Евгений ГОНТМАХЕР, заместитель директора по научной труду Института мировой экономики и международных отношений РАН:

. — Скорее итого, наступающий год будет не хуже уходящего. Нужно иметь в облику, что власть начнет активно готовиться к выборам президента в 2018 г. И всеми мочами будет удерживать ситуацию, сглаживать протесты и недовольства, по мере сил и возможностей индексировать выплаты и денежные пособия народонаселению. В социально-экономическом плане нам не следует ожидать резких скачков наверх или вниз. Политические приоритеты в этот период слегка отойдут на другой план, уступят место экономике.

— А после судьбоносных выборов в 2018 г.?

— Начнется иная эпоха для страны. Но какая именно — вряд ли кто сегодня ведает…

Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН:

— 2017 г. будет посредственным, похуже 16-го, но лучше 18-го. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке лишь доля шутки. Вообще, наступающий год явит нам пример классической стагнации, мягкого, отчетливого прогибания экономики.

Вероятен хороший вариант стагнации — если бочка нефти будет стоить 55 долларов. Нам не будет ни хуже, ни лучше, но разойдутся отдельные попытки перераспределения доходов — они усиливаются всегда при нулевом росте.

Но вероятен и плохой вариант — если страны ОПЕК не станут выполнять свои обязательства по ограничению добычи нефти и ее стоимость начнет падать. А если еще на рынке активизируется и американская сланцевая добыча… Рублевка, который в нынешнем году укрепился на 25 %, опять начнет девальвировать. А волотильность отечественной валюты нам совершенно ни к чему…

Leave a Reply