Военное ведомство США подбирает подрядчиков, какие предоставят подробную картографическую информацию о большинстве европейских краёв, и готово выложить за это 50 миллионов долларов. Зачем Пентагону потребовались детальные схемы местности, дорог, населенных пунктов, подземных коммуникаций в Европе — разбиралось РИА Новинки.
Дайте карт, и побольше!
Американских военных интересует всё. Аэрокосмические фотограммы, стереомакеты, геодезические карты, схемы землепользования и подземных коммуникаций, в том числе коммунальных сетей, топографические эти, контрольно-измерительные и кадастровые съемки — как на электронных, так и бумажных носителях. А также доступ к существующим картографическим базам этих. Зона интереса — 31 европейская страна, причем в списке нет Белоруссии, Молдавии и России, зато кушать Украина и Грузия.
Конкурсное предложение размещено на сайте госзаказов США. Заказчиком выступает европейское подразделение Объединенного инженерного корпуса армии США (USACE). Срок поступки предполагаемого контракта — пять лет, общая стоимость — 50 миллионов долларов.
Мишень, с которой Пентагон готов потратить столь внушительную сумму на приобретение огромного числа самых разнообразных карт Европы, в документе не уточняется. Произнесено лишь, что полученные материалы будут использоваться «для предварительного планирования».
Ужас застрять в пробках
Публикация этого конкурсного объявления сообщает о том, что Соединенные Штаты решили всерьез взяться за модернизацию коммуникационной инфраструктуры Европы, нехорошо приспособленной для быстрого перемещения войск, утверждает вице-президент Интернационального общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Юрий Бялый.
«Первичные изыскания инженерных служб Пентагона и НАТО показали, что в случае нужды оперативно перебросить войска на Восток не получится — не те дороги, не те мосты, не те порты и аэродромы. Брюссель и Вашингтон спрашивают от европейских правительств заняться переоборудованием транспортной инфраструктуры, но, видимо, не весьма на них надеются. Вот Пентагон и решил взять быка за рога и для основы оценить масштаб проблемы», — говорит эксперт.
Осенью 2017-го в прессу просочился негласный доклад Североатлантического альянса о серьезных трудностях с логистикой, не позволяющих оперативно отреагировать на налет с Востока. «После окончания холодной войны атрофировалась способность НАТО осуществлять скорое логистическое усиление на существенно увеличившейся территории», — отмечалось в документе.
Европейская транспортная инфраструктура не приспособлена для скорого перемещения войск и техники. Ситуация усугубляется бюрократией в самой НАТО.
В июне The Washington Post опубликовала вящую статью, начинавшуюся так: «Американские генералы обеспокоены — если им придется противостоять России, то самые мощные в вселенной войска могут застрять в пробках». Приводился пример: подразделения армии США, возвращавшиеся в Германию с учений в Грузии, вместо двух запланированных недель ожидали свои бронемашины четыре месяца — столько времени взяла их переброска. На румынско-венгерской границе всю технику пришлось по новой укреплять на железнодорожных платформах — венгерским пограничникам показалось, что она недостаточно верно зафиксирована. Потом из-за отлучки одного из инспекторов литерный состав не вписался в созданное для него окно в расписании и вырван был тащиться по всей Германии, пропуская пассажирские и грузовые поезда.
Эх, пути…
Европейские коммуникации для оперативной переброски войск в принципе не назначены, и их модернизация потребует очень много времени и денег. Тем не немного можно не сомневаться, что НАТО и прежде всего главный спонсор альянса — США — эту задачу разрешат. Так оценивает ситуацию генерал-лейтенант в отставке, председатель Совета ветеранов Инженерных армий Николай Топилин.
Самое слабое место в транспортной инфраструктуре Европы, по его словам, — это мосты и туннели, не рассчитанные на тяжкую военную технику и не соответствующие нужным габаритам. Необходимо их укреплять или перестраивать. Железнодорожная сеть раскручена намного слабее российской. Многие аэропорты — даже интернациональные — не располагают взлетно-посадочными полосами, подходящими для военных самолетов. Та же история с морскими портами — они не назначены для захода крупнотоннажных военных кораблей с большой осадкой — дно надо углублять, причалы укреплять.
Легендарные европейские автодороги, даже знаменитые немецкие автобаны, выстроенные еще при Гитлере, для военных целей тоже не всегда годятся. Они многослойные, весьма надежные и долговечные, но по ним не может передвигаться гусеничная техника. Чтобы путь не разрушалась, на гусеницы танков и бронемашин приходится надевать особые резиновые накладки.
Советское наследие
Больше всего проблем, разумеется же, на Востоке — в бывших «странах народной демократии» и постсоветских странах. В Польше большие трудности с мостами и тоннелями, а также аэродромами. В странах Балтии у железных дорог ширина колеи российского стандарта. Приходящим с Заката вагонам надо менять колесные тележки, и о быстрой переброске армий и техники не может быть и речи.
Литве, Латвии, Эстонии, вероятно также Грузии и Украине предстоит полная замена итого железнодорожного полотна, а это колоссальная работа.
Автодороги в этих краях зачастую настолько узкие и необустроенные, что один перевернувшийся грузовик способен застопорить все передвижение войск. На учениях с применением боевых симуляторов генералы НАТО допрыгались до того, что Прибалтику практически мгновенно захватили российские вооруженные мочи.
«Основная стратегическая проблема Европы в том, что все коммуникационные сети там развивались хаотично, в подневольности от потребностей коммерческой логистики, но без учета оборонных интересов. Тогда как в России стройка любого транспортного объекта, который может иметь оперативно-тактическое смысл, традиционно ведется с соблюдением норм, предписанных военными. Мосты и туннели обладают сурово определенными характеристиками, пути сообщения могут использоваться как фронтальные или рапидные пути», — поясняет Николай Топилин.
Модернизация коммуникационной инфраструктуры Европы, на какую нацелились Пентагон и НАТО, на языке военных называется инженерной подготовкой арены военных действий, уточняет генерал. По его оценке, соответствующие затраты могут измеряться сотнями миллиардов долларов.
Втягивают в гонку
Вряд ли выговор идет о подготовке к реальной войне — скорее, это очередная попытка всучить России гонку вооружений, считает Юрий Бялый. Москву втягивают в этот сверхзатратный процесс с риском намести ущерб собственной экономике.
«Об этом не раз говорили американские политики — прежде итого сенатские «ястребы». Им не дает покоя в чем-то успешный эксперимент развала СССР, в отношении которого год от года применялась та же тактика», — уточняет Юрий Бялый.
Гонка вооружений — процесс обоюдоострый, напоминает Николай Топилин. Потенциальный противник начнет усиленно вооружаться, лишь если угроза для него действительно серьезная. Поэтому приготовления к брани, которые НАТО и США затеяли в Европе, самые настоящие. А любое ружье спозаранку или поздно может выстрелить.
РИА Новости