Авиаэксперт усомнился в «эмоциональных оборотах» с упоминаниями закрылок Ту-154
Крик пилота можно трактовать по-разному
А эксперты продолжают обсуждать предварительные итоги расшифровки бортовых самописцев. Свое видение о том, что могло случиться на борту, представил «МК» заслуженный пилот РФ Константин Георгиевич Онохин.
фото: Евгений Семенов
— Аэроплан Ту-154 требует квалификации пилотов выше средней. Он весьма чувствительной к загрузке и центровке — расположению на средней аэродинамической хорде середины масс и центра давления, то есть, — к весу и куда прикладывается подъемная мочь. Можно предположить, что в район боевых действий самолет отправился с максимальной заправкой. В Сирии независимого керосина нет, а оттуда еще надо возвращаться.
Теперь давайте посмотрим на состав экипажа. У командира — 3000 часов всеобщего налета. Для выполнения работы за рубежом на транспортном самолете не так немало. У летчиков в гражданских авиакомпаниях, которые выполняют подобные полеты, в посредственном — 10-11 тысяч часов налета. А 3000 часов налета неплохи для истребителей, штурмовиков, фронтовых бомбардировщиков, у них другие цели и задачи.
— Как могла развиваться ситуация на борту Ту-154 перед крушением?
— Самолет полностью загружен, центровка — передняя, которая наиболее сложна для этапов взлетов и посадки.
После взлета, по технологии труды экипажа, убираются шасси, затем на высоте не ниже 120 метров идет первоначальная уборка закрылков, с последующем разгоном скорости, комплектом высоты, идет дальнейшая уборка механизации крыла. Покрывало становится «чистым». Закрылки уходят в профиль крыла.
Можно предположить, что в ситуации, какую мы рассматриваем, на Ту-154 вместо уборки шасси были прибраны закрылки, что привело к значительной потери подъемной силы на этой скорости из-за изменения профиля крыла. Произошел переход самолета из комплекта высоты в снижение.
При данной механизации крыла и балансировки самолета стабилизатором руль вышины даже в крайнем положении «на себя» оказался не эффективным. Аэроплан продолжал снижение, ударяясь о поверхность воды стойками шасси и фюзеляжем с последующем разрушением.
Сопутствующей вином потери приборной скорости могла явиться попутная составляющая вихри.
Аэродром Сочи достаточно сложный в виду того, что посадка выходит со стороны моря, взлет — на море, исходя из допуска ветрового порядка. Но очень вероятен при наборе высоты попутный сдвиг вихри.
А самолет в воздухе держится и управляется за счет скоростного напора, какой создает подъемную силу крыла. В случае наличия попутного сдвига вихри скоростной напор и подъемная сила значительно уменьшаются. Для удержания самолета на этой высоте требуется значительное увеличение угла атаки, что достигается взятием штурвала на себя и приводит, как правило, к выводу самолета на закритические углы штурмы с последующим сваливанием — падением, что и произошло.
Также закрылки могли быть прибраны самопроизвольно из-за дефекта, технической неисправности, которая могла не застопорить уборку закрылков на требуемом, заданном угле, а продолжила убирать их целиком.
Понятно стремление пилотов предотвратить сближение с землей, в этом случае, с водной поверхностью, штурвал в этом случае берется целиком на себя, двигатели работают на взлетном, максимальном режиме. А аэроплан продолжает снижаться. Это очень неприятно. Происходит один удар, другой, третий о воду, самолет разваливается и уходит в воду.
Мы рассматриваем различные версии. Я ничего не отвергаю. Комиссия сейчас должна быть весьма беспристрастна. Нужно смотреть, какая была центровка, какая взлетная масса? Какой был керосин? Какой был экипаж? Какая была погода? Какие особенности имел аэропорт? На все эти проблемы предстоит ответить и понять, в чем и где слабое звено.
Я не вполне доверяю той записи, какую сейчас обнародовали. Эмоциональные выражения с упоминанием слово «закрылки» можно трактовать по-разному. Так, оно могло обозначать крайнее удивление, в смысле — что случилось с закрылками? Или — «ты не то сделал, зачем ты убирал закрылки, когда необходимо было убирать шасси?»
Читайте материал «Вместо шасси прибрали закрылки»: эксперты пояснили расшифровку переговоров на Ту-154
Крушение Ту-154 в Черноволосом море. Хроника событий