В прошлом году стоимость отечественных автомобилей выросла в среднем на 30%, есть надежда, что до конца 2023 года цены вырастать не будут.
По данным Росстата, в 2022 году новые отечественные автомобили подорожали в среднем на 29,65%, хотя официальная инфляция составила 12%. Aif.ru разобрался, какие бывальщины основания для такого роста цен и каков прогноз стоимости российских автомобилей до конца текущего года.Причины подорожанияПо итогам прошлого года на российском базаре легковых автомобилей был отмечен наиболее значительный рост цен за последние годы, отмечает аналитик института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. «В посредственном цены выросли примерно на 30%, — говорит эксперт. — Последний раз такой резкий рост наблюдался в 90-е годы, когда экономика была в состоянии гиперинфляции. Скачок цен на продукцию автопрома был обусловлен сочетанием сразу нескольких факторов — девальвацией курса рубля, накопленным ростом стоимости сырьевых материалов, используемых в автопроме, уходом с базара значительной части иностранных производителей, что привело к одномоментному и кратному сокращению предложения на рынке, трудности оставшихся производителей с поставками автокомпонентов. В итоге упала доступность для населения новых машин, средние цены на рынке в 2022 году подскочили до уровня 15 среднемесячных зарплат, в то пора как с 2015 года средняя стоимость легкового автомобиля находилась примерно на уровне годового размера средней заработной платы в стране».АвтоВАЗ как флагман отечественного автомобилестроения есть под особым контролем государства, напоминает партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто, и динамика цен на его продукцию отличается от общерыночной. «В прошлом году, подлинно, серьезно подорожали все автомобили, — соглашается эксперт. — Но волжскому заводу не давали поднимать цены на базовые модели. Долго трудиться в убыток они не могли, и в начале этого года провели поэтапное повышение цен, в пределах 10-25 тыс. руб. Тем не менее стоимость автомобилей нижнего ценового сегмента по-прежнему жестко контролируется страной, выше 825 тыс. руб. она не поднимается. Таким образом, на текущий момент завод в Тольятти является единственным предприятием, предлагающим автомобили стоимостью ниже 1 млн руб. В категории от 1 до 2 млн руб. для АвтоВАЗа уже кушать конкуренция, например, китайская BAIC объявила о выводе на российский рынок модели за 1,6 млн руб., появляются другие игроки».Что будет с ценамиДля обожателей продукции АвтоВАЗа есть повод для сдержанного оптимизма, считает Игорь Моржаретто. «Существенного роста цен на «Лады” точно не будет, — сообщает эксперт. — Этому поспособствуют два фактора — контроль со стороны правительства и конкуренция с другими участниками рынка. Дефицита продукции тольяттинского завода тоже нет. В салонах размашисто представлены модели Granta и Нива. Одно время были перебои с поставкой краски, и можно было купить автомобили только черноволосого, белого и зеленого цветов, но сейчас эти проблемы решили. Как нам обещают, начиная с мая к этим моделям добавится Vesta, чье производство запущено еще в марте, и сейчас производитель насыщает этой моделью дилерские середины. Правда, цена на эту модель держится в секрете».Но в целом по отрасли ситуация сложнее. Если автомобилестроители сумеют восстановить выпуск в нужных объемах и ублаготворить спрос, то цены на новые машины удастся обуздать, считает Дмитрий Плеханов, но пока на это трудно рассчитывать. «Дальнейшая ценовая динамика будет зависеть от темпов восстановления выпуска и расширения предложения на базаре, — указывает эксперт. — Если производители почувствуют усиление конкуренции за покупателей, то будут вынуждены умерить свои аппетиты. Истина, пока выпуск в автопроме восстанавливается чрезвычайно медленными темпами, в феврале производство легковых автомобилей в стране оставалось на 70% ниже показателей годичной давности».
Подетальнее читайте на aif.ru