Ополченцы на пункте падения пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» Boeing 777. 2014 год
Фото: Зураб Джавахадзе / ТАСС
Крушение Boeing в Донбассе
Прокуратура заявила о отысканных журналистом останках жертвы крушения MH17
14 янв, 00:48
В Голландии у прилетевших из Донбасса журналистов изъяли фрагменты MH17
9 янв, 15:51
Еще 14 материалов
Транспортирование «Бука», по версии следствия сбившего рейс MH-17 в Донбассе, контролировал отставной российский офицер Сергей Дубинский, фигурировавший в СМИ как командир рекогносцировки ДНР под псевдонимом «Хмурый»
Кто такой «Хмурый»
Международная экспертно-журналистская группа Bellingcat, какая занимается поиском данных по открытым источникам, 15 февраля представила доклад «Кто подобный «Хмурый»: отставной генерал-майор, связанный с падением MH-17». Авторы расследования идентифицировали бойца вооруженных сил самопровозглашенной Донецкой общенародной республики (ДНР) «Хмурого», ответственного за транспортировку пусковой установки ракетного комплекса «Бук». Им, сообразно расследованию Bellingcat, оказался отставной российский офицер Сергей Дубинский.
Bellingcat передал полученные эти сводной группе следователей (JIT, Joint Investigation Team), какая ведет уголовное расследование гибели Boeing MH17, сшибленного в Донбассе в июле 2014 года. В состав этой группы входят представители следственных органов Австралии, Бельгии, Нидерландов, Малайзии и Украины.
Эксперты Bellingcat также устремили JIT данные о деятельности 69-й отдельной бригады материально-технического обеспечения вооруженных сил России (войсковая доля № 11385). Как указывают расследователи, военнослужащие подразделения участвовали в транспортированию пусковой установки «Бук» к российско-украинской границе в июне и июле 2014 года. Bellingcat изучила страницы военных в социальных сетях и заметили большое количество фотографий, сделанных в Ростовской области во пора транспортировки установки. На снимках запечатлена военная техника, зафиксированная свидетелями.
РБК направил официальный запрос в Минобороны России о результатах расследования Bellingcat. Ранее оборонное ведомство критиковало изыскания группы, касающиеся крушения лайнера. По мнению российских военных, доклады группы выстроены на «псевдогипотезах» и фальсификации данных о крушении MH17.
Запись переговоров
В апреле 2015 года JIT опубликовала телефонные беседы сепаратистов, обсуждавших детали авиакатастрофы и транспортировку огневой установки комплекса «Бук». JIT передал одну из записей СБУ.
На записи слышны голоса двух приверженцев ДНР — «Хмурого» и «Бурята». Сепаратисты обсуждали передачу «Хмурому» установки «Бук» и методы транспортировки орудия. Эксперты СБУ установили, что голос бойца с позывным «Хмурый» принадлежит Сергею Николаевичу Петровскому, отставному офицеру российской армии. По этим украинских силовиков, Петровский проходил службу в военной рекогносцировке ГРУ и ушел на пенсию в 2014 году.
Человек, представлявшийся Петровским-«Хмурым», до 2015 года несколько раз подавал интервью российским изданиям в качестве главы Главного агентурного управления ДНР, заместителя министра обороны ДНР Игоря Стрелкова. По этим Bellingcat, эти интервью не имеют отношения к настоящему «Хмурому».
«Нехороший солдат»
Выясняя реальную личность Петровского, Bellingcat заметил его профиль на военно-историческом форуме «Антиквариат». В ходе обсуждения военных действий на юго-востоке Украины, пользователь «Плохой солдат» отрекомендовался Петровским и назвал себя «заместителем министра обороны ДНР по рекогносцировке». Эту информацию публично подтвердил Игорь Стрелков, зарегистрированный на «Антиквариате» под псевдонимом «Котыч».
Расследователи установили настоящую фамилию Петровского с помощью архива электронной почты Игоря Стрелкова, опубликованного хакерами группы «Шалтай-Болтай». В апреле 2014 года Стрелкову было направленно извещение с адреса «[email protected]». В письме неизвестный спрашивал у Стрелкова, не позабыл ли он о «Бизоне». Bellingcat удалось найти несколько профилей в социальных сетях, связанных с этим почтовым адресом.
На форуме 108-го мотострелкового полка, какой с 1979 по 1989 года участвовал в боевых действия в Афганистане, незнакомый пользователь указал имя Сергея Дубинского, годы службы в подразделении и собственную почту, которая полностью совпадает с адресом, опубликованным группой хакеров. Показанный пользователем форума телефон действует, однако мужчина, возвысивший трубку, сообщил РБК, что он никак не связан с Дубинским или Стрелковым.
На том же форуме пользователи запоздалее разместили фотографию Дубинского в военной форме с боевыми наградами — на этом снимке он не вылит на человека, дававшего видеоинтервью российским изданиям в 2014-2015 годах. Одинешенек из участников обсуждения назвал позывные Дубинского: «Хмурый», «Зубр», «Бизон», «Петровский» — и рассказал, что проходил с офицером службу в Афганистане.
Пункт крушения пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» Boeing 777
Фото: Михаил Почуев / ТАСС
На пенсии
Расследователям удалось заметить профиль Дубинского в социальной сети «Одноклассники». Осенью 2014 года Дубинский опубликовал на своей странице снимки с актером Михаилом Пореченковым, который посещал Донецк в октябре, и актером Иваном Охлобыстиным. Запоздалее Охлобыстин опубликовал в своем профиле фотографию часов, какие ему подарил «Хмурый». На фотографии также видно удостоверение генерала-майора Сергея Петровского, подмахнутое премьер-министром ДНР Александром Захарченко.
Согласно постановлению Аксайского районного корабля Ростовской области в апреле 2015 года Дубинскому была назначена военная пенсия за выслугу лет. В постановлении показано, что офицер проходил службу в войсковых частях № 61019, № 11659 (22-я отдельная бригада спецназа ГРУ) и № 51019 (отдельный радиоузел особого направления). Последняя войсковая часть находится в городе Степной Ростовской районы. Согласно открытым данным, на имя Сергея Дубинского, проживающего в Степном, было зарегистрировано три автомашины. Дата рождения — 9 августа 1962 года, показанная в базе данных, совпадает с информацией на личной странице офицера в социальной сети «Одноклассники». Как выяснилось, Петровский немало 30 лет служил в советской и российской армии.
В расследовании Bellingcat также показано, что летом 2016 года Дубинский выложил на своей странице снимку нового дома, куда отставной офицер переехал в 2015 году. Также Дубинский разместил снимок вездехода Can-Am Commander XT. На сайте производителя показана цена транспортного средства — от $15 тыс.
Bellingcat — международная экспертно-журналистская группа, основанная 15 июля 2014 года британским журналистом Элиотом Хиггинсом. Задача команды — слить гражданских журналистов в расследовании текущих событий. В своих докладах Bellingcat опирается на отворённые источники: видео- и фотоматериалы, размещенные в социальных сетях, спутниковые снимки. Bellingcat есть на частные пожертвования, собранные с помощью краудфандингового сервиса Kickstarter. В команде трудится более двух десятков человек и большое количество волонтеров, какие помогают проекту безвозмездно.
Сейчас основной проект Bellingcat — расследование обстоятельств крушения малайзийского Boeing. Команда также следит за военной кампанией в Сирии, в том числе за поступками российских военнослужащих.
Достоверность сведений Bellingcat иногда подвергали сомнениям зарубежные СМИ. В июне немецкий журнал Spiegel взял интервью у эксперта по разбору судебной фотографии Йенса Крайзе. Поводом стало изыскание Bellingcat, в котором, по утверждению группы, было доказано манипулирование со сторонки Минобороны России фотографиями сбитого самолета МН-17. Эксперт Крайзе заявил, что метод, примененный Bellingcat, с точки зрения экспертизы не выдерживает никакой критики. «В своей основе он опирается на так именуемый ELA-анализ. Данный метод не научен и субъективен. Соответственно, нет ни одной научной статьи, посвященной этому методу», — произнёс он (цитата по «Иносми.ru»).
Главный редактор Spiegel Online Флориан Хармс в июне приносил официальные извинения перед читателями за то, что редакция на основе информации от Bellingcat подавала утвердительные заголовки о том, что Россия манипулировала со снимками. По словам Хармса, новинки со ссылкой на исследования Bellingcat нужно было давать в сослагательном наклонении, так как утверждения исследователей не бывальщины должным образом проверены редакцией.