Близкая к Ротенбергам компания заработает на металлоломе Минобороны

Минобороны позволит торговать лом черных и цветных металлов, а также списанную военную технику бывшей дочке РЖД, компании «ТрансЛом», какую «Коммерсантъ» связывал с семьей Ротенбергов. Соответствующий проект президентского указа был опубликован в четверг, 26 марта. Компания может выручить лишь на ломе черных металлов от 2,8 млрд руб. в год, подсчитал РБК

Лом на биллионы

В четверг на сайте gov.ru был опубликован проект президентского указа, какой предоставляет Министерству обороны и подведомственным ему организациям право реализовать ломозаготовительной компании «ТрансЛом» лом черноволосых и цветных металлов, а также списанную военную технику по базарной стоимости без проведения торгов. Сейчас документ находится на социальных слушаниях.

До этого «ТрансЛом» занимался утилизацией списанного маневренного состава РЖД, являясь крупнейшим игроком на этом рынке. Компания с мощностями, позволяющими перерабатывать немало 250 тыс. тонн лома в год, также берет на себя его транспортировку, в том числе в труднодоступных регионах.

Из пояснительной писульки к указу президента следует, что в 2017 году Минобороны планирует освободиться от 230 тыс. тонн металлолома (пропорция черных и цветных металлов в партии незнакома. — РБК). В таком случае, учитывая среднюю цену в 2016 году на базаре лома черных металлов на уровне 9,5 тыс. руб. за тонну, первоначальный год контракта может принести «ТрансЛому» 2,2 млрд руб выручки. А если измерить из цены на лом черных металлов в марте (12 тыс. руб за тонну), «ТрансЛом» и вовсе сможет выручить 2,8 млрд руб.

С 2014 года торги по торговле утилизированной военной техники для Минобороны проводил Российский аукционный дом (РАД). Они возбуждали большой интерес в отрасли. В конце 2016 года в торгах на торговлю 4 тыс. тонн лома черных и цветных металлов приняло участие девять претендентов, какие совершили 49 шагов, подняв цену в три раза до 90 тыс. руб. за тонну — в девять раз рослее рыночной. За три года аукционный дом провел более 700 публичных торгов, а всеобщая сумма сделок по всем «железным» лотам составила – 2,9 млрд. руб., говорится в извещенье РАД. Информации о том, сколько в проданной партии пришлось на долю цветного лома,. а сколько — черноволосого, РБК получить не удалось.

Экономия для Минобороны

За последние годы у министерства скопилось большенное количество металлолома: помимо не утилизированных автомобилей и мотоциклов остались устаревшие БТР и Т-54, рассказал РБК ключ в Минобороны.

«Чтобы избавиться от этого хлама и соорудить хранилища под новоиспеченную технику — устаревшую надо распиливать. Стоит это очень дорогостояще. Можно на это тратить бюджетные деньги, а можно отдать частникам», — пояснил он, подчеркнув, что пока соответственного законодательного механизма нет.

Без привлечения третьих лиц государству придется выделить Министерству обороны 50 млрд руб. на утилизацию устаревшей техники, разъяснил собеседник РБК в военном ведомстве. Эта же сумма упоминается в пояснительной писульке к президентскому указу. Если проект все-таки будет подмахнут президентом, оборонное ведомство может даже заработать на реализации устаревшей техники, разъяснил источник.

До конца 2020 года необходимо утилизировать 9,9 тыс. колов бронетанковой техники, 21,5 тыс. — ракетно-артиллерийского вооружения, возле 7 млн единиц стрелкового оружия, более 150 млн штук боеприпасов, 140 тыс. ракет общевойскового направления, почти 2 тыс. самолетов и вертолетов, сказано в пояснительной записке к документу.

Что такое «ТрансЛом»

Бывшая структура РЖД ООО «ТрансЛом» с октября прошедшего года принадлежит партнеру помощника президента, бывшего министра транспорта Игоря Левитина Алексею Золотареву. У компании, трудившейся с ломом РЖД, выручка в 2015 году составила 13,5 млрд руб., сообразно СПАРКу.

Источники «Коммерсанта» связывают «ТрансЛом» с интересами семейства Ротенбергов. Аркадию Ротенбергу принадлежит ООО «Трубный металлопрокат», а его сыну Игорю — 50% ООО НСК, специализирующегося на производстве драгоценных и цветных металлов и обработке лома всех обликов. При этом «Транслом» и «Кронос» — заготовители лома РЖД, где Игорь Ротенберг в 2004 и 2005 годах был вице-президентом и главой департамента управления собственностью (в частности, металлоломом).

Гендиректор «Транслома» Сергей Астахов связь компании с Ротенбергами отвергает, заявив РБК, что владельцем 100% является Золотарев. По его словам, организация выигрывает не все тендеры Минобороны: «Вот по лому драгметаллов продули в прошлом месяце», — говорит Астахов. На вопрос, планирует ли компания получить крупный лот на черноволосый и цветной металл Минобороны, он ответил: «Планируем не получить, а выиграть его». Кроме того, «Транслом» недавно продул аукцион на Щелковский завод по переработке вторичных драгметаллов (одно из крупнейших аффинажных предприятий России). «Большенного интереса у нас к заводу не было, поэтому мы не боролись», — разъяснил Астахов.

Источник РБК в ломозаготовительной отрасли отмечает, что «ТрансЛом» выигрывала и продолжает выигрывать все тендеры РЖД на утилизацию скатанных вагонов. Несмотря на то, что компания сменила собственника, она де-факто продолжает оставаться ближней к РЖД.

Конкуренция с «Ростехом»

Ранее президент разрешил Минобороны передавать свое скатанное, но запрещенное к свободной реализации, имущество «Ростеху». У госкорпорации и есть дочерняя компания Национальный экологический оператор (НЭО), занимающаяся утилизацией лома.

На проблема РБК, не возникнет ли теперь недопонимание между игроками, источник в Минобороны отозвался, что между «ТрансЛомом» и «Ростехом» будет разделение по контрактам. «Первым придётся утилизация металлолома, вторым — утилизация техники», — произнёс он. Об этом также осведомлен руководитель ломозаготовителя — группы «Норд» Ильдар Неверов. «ТрансЛом», будет, в первую очередь, утилизировать цветной и черноволосый металлолом, а «Ростех» — драгоценные металлы, пояснил он, отметив, что под «техникой» может подразумеваться «как драгметалл, так черноволосый и цветной».

Но на рынке лома «дочку» «Ростеха» не знают. В области сомневаются в ее компетентности и наличии необходимого опыта. «До тех пор, пока НЭО не взошла в сообщество переработчиков лома, считаю, что это несистемное решение», — заявил директор союзы ломопереработчиков «РУСЛОМ.КОМ» Виктор Ковшевный. Сейчас, по его словам, компании, профессионально перерабатывающие лом драгметаллов, а их итого до 15 в отрасли (и в них не входит «Ростех» и его «дочка»), основные объемы покупают у Минобороны.

Базар электротехнического и электронного лома, по его прогнозу, вырастет в 65 раз к 2025 году благодаря экологическим сборам и нормативам по утилизации. «Такие компании, как Hewlett-Packard или Samsung будут вырваны отдавать большие объемы на утилизацию, поэтому у рынка большенный потенциал», — сказал Виктор Ковшевный, оценив базар в 90 тыс. тонн. «Это трудоемкий и наукоемкий рынок, компании, трудящиеся с ломом драгметаллов, обязаны иметь лицензии, в том числе Пробирной Палаты».

Представитель ФАС известил РБК, что ведомство не получало жалоб по поводу выбора Минобороны в качестве один-единственных контрагентов «Транслома» и НЭО. В марте ФАС удовлетворила жалобу «дочки» Ростеха на «Российский аукционный дом», допустивший к торгу по продаже продуктов утилизации, принадлежащих России, двух участников, не внесших задатки. «Российскому аукционному дому» предписали упразднить аукцион и провести новый.

Надо делиться

Анализ базара лома черных и цветных металлов показал, что «ТрансЛом» — один-единственная специализированная организация, имеющая на территории России филиальную сеть, собственные производственные мощности с возможностью осуществлять предварительную разделку, заготовку и транспортировку лома в необходимых объемах и минимальные сроки, говорится в пояснительной писульке.

Однако опрошенные РБК эксперты считают, что за контракт с Минобороны могли бы побороться и иные игроки. Конкуренцию могли бы составить вертикально-интегрированные компании, связанные с металлургическими заводами, отметил глава Группы «Север» Ильдар Неверов. «Например, ломозаготовительные подразделения «Северстали» или «Новолипецкого металлургического комбината». Чем обусловлен выбор «ТрансЛома» — ворожат все», — сказал он.

Военный лом реализовывали небольшому кругу компаний, потому что для его утилизации необходимо особое оборудование и лицензия. Например, некоторый военный лом утилизируют взрывом, пояснил РБК глава аналитического агентства по базару лома Олег Масленников.

«Легкодоступного лома в стране становится меньше, потому системное отчуждение лома, накопленного на объектах Минобороны и иных госкомпаний, является важной отраслевой задачей для сырьевого обеспечения», — произнёс РБК директор объединения ломопереработчиков «РУСЛОМ.КОМ» Виктор Ковшевный. Он отметил, что ранее продажа лома Минобороны осуществлялась по непрозрачным схемам и зачастую приносили утраты обеим сторонам. «Заявлялись позиции, которых на самом деле не было, чересчур крупные лоты на технику, разбросанную по всей стране. Кроме того, победителем тендера нередко становилась непрофессиональный игрок для последующей перепродажи лота», — объясняет директор союзы ломопереработчиков.

Ковшевный и собеседник РБК в крупной компании сектора ожидают, что «Транслом» поделит выигранные лоты с другими участниками отрасли. «Мы рассчитываем на то, что «Транслом» будет делиться объемами в рамках союзы РУСЛОМ.КОМ, а это более 100 холдингов от Калининграда до Владивостока», — помечает Ковшевный. Источник в ломозаготовительной компании ждет, что «Транслом» будет торговать лом крупным покупателям и переработчикам».

С ним согласен и гендиректор компании «Экосистемы» Андрей Чугункин. Он помечает, что «ТрансЛом» больше выступает на рынке как трейдер. «Эта филиальная сеть [о какой говорится в пояснительной записке] — она не совсем их. Они просто пользуются мощностями иных компаний. Например, во во Владивостоке у «ТрансЛома» ничего нет, но есть компании, с какими организация может договариваться», — сказал Чугункин.

Leave a Reply