Большой театр на «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера»

Опубликовано вт, 27/12/2016 — 16:42 пользователем NEWSmuz.com

На знаменитом и излюбленном москвичами Фестивале искусств, созданном легендарным пианистом Святославом Рихтером и директором Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ириной Антоновой 36 лет назад, состоялось два вечера музыкантов и певцов Большенного театра.
Первый сольный — его представила молодая солистка Анна Аглатова. Выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Рузанны Лисициан), Анна еще в годы учебы дебютировала на сцене Большенного театра в роли Нанетты в опере Верди «Фальстаф». Ныне в репертуаре певицы ведущие сопрановые партии: Сюзанна и Деспина («Свадьба Фигаро» и «Так поступают все дамы» Моцарта), Мюзетта («Богема» Пуччини), Микаэла («Кармен» Бизе), Лиза («Сомнамбула» Беллини), Марфа («Царская нареченная» Римского-Корсакова) и др.

Большой театр на «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера»

Анна Аглатова

У Аглатовой большой красивый ослепительный и выразительный голос, сразу увлекающая за собой кантилена и каскад виртуозных пассажей и рулад. Масса обаяния, артистичность и заразительность. Для своего дебютного выступления на «Декабрьских вечерах» артистка совместно с замечательным музыкантом концертмейстером Маргаритой Петросян подготовила прекрасную и изысканную программу. В первое отделение были включены певческие сочинения французского композитора Мориса Равеля (1875-1937). Дитя двух столетий, композитор впитал в себя разные музыкальные тенденции: классические, романтико-импрессионистские и неоклассические, воспевая в своих созданиях идеалы красоты и гармонии. В ряде его сочинений прослеживается связь с музыкальной испанской цивилизацией. Именно вокальные произведения с «испанским уклоном» и выбрала Анна для своего концерта. «Шехеразада». Цикл песен на стихи Т. Клингзора. «Азия». «Колдовская флейта». «Равнодушный». Три песни, разные по тематике. Но в мастерском исполнении певицы и ее концертмейстера Маргариты Петросян они стали цельной загадочной поэмой о непростых человечьих взаимоотношениях. Затем прозвучала «Испанская песня» Равеля. В крышке отделения — сложнейший «Вокализ-этюд в форме хабанеры». Сочетание кантилены и виртуозных пассажей захватило слушателей своей экспрессией и красивостью и вызвало бурные овации. В антракте зрители еще долго обсуждали искусство певицы, подарившей им немного знакомую замечательную вокальную лирику Равеля.
Во втором филиале объединились романсы русских композиторов с испанско-итальянской тематикой. Всем популярный романс Глинки «Я здесь, Инезилья» на стихи Пушкина сугубо мужской, но… Анна Аглатова была веска, исполнив его с лукавством и некоторой долей иронии. Еще один романс Глинки, изящная итальянская канцонетта «К цитре». Очередная «Испанская песня», на этот раз относящаяся перу Балакирева. Четыре романса Петра Ильича Чайковского. Они различные по душевному настрою композитора, что в точности и передала исполнительница. Меланхолическая «Серенада» на стихи Константина Романова. Прелестная «Моя чаровница» на стихи Коллена. Грустные «Слезы» (ст. Бланшкота) и ликующая «Pimpinella», Флорентийская песня. Вслед за классиком прозвучали нынешние редкости — два опуса Дмитрия Дмитриевича Шостаковича из цикла «Испанские песни»: «Прощай, Гренада» и «Ронда», какие представили нам совсем иного композитора, более светлого по житейскому настрою. Думаю, что я была в зале не единственной, кто их услышал впервые. Завершила Анна Аглатова собственный уникальный вечер знаменитой песней Делиба «Les filles de Cadis» — «Испанским болеро» на стихи Мюссе о гордой раскрасавице испанке. Слушатели полюбили талантливую солистку Большого арены и долго не отпускали ее со сцены, а она не подготовила «бисового» номера. Тогда Аня разрешила повторить один из своих лучших номеров — «Вокализ-этюд в конфигурации хабанеры». Он прозвучал еще ярче!

На другой день состоялся другой вечер — коллективный. Выступили Ансамбль солистов оркестра Большенного театра под управлением дирижера и скрипача Михаила Цинмана, певцы: солистка Большенного театра Ольга Кульчинская, артистка Молодежной оперной программы Большенного театра Василиса Бержанская, солист театра «Новая опера» Ярослав Абаимов и солисты- инструменталисты Наталия Береславцева (флейта), Петр Кондрашин (виолончель) и Софья Беляева (гобой). Программу составили созданья разных жанров зарубежных авторов. Причем, не только Анна Аглатова, но и дирижер Михаил Цинман и все солисты тоже бывальщины дебютантами «Декабрьских вечеров».

Большой театр на «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера»

Ансамбль солистов оркестра Большенного театра под управлением дирижера и скрипача Михаила Цинмана

Основы вечер Наталия Береславцева пьесой для флейты соло «Сиринкс», разом задав высокую планку исполнения. Ее продолжили солисты оркестра Большенного театра, ярко и очень выразительно сыграв замечательный «Триптих Боттичелли» итальянца Отторино Респиги. Мы услышали бурливую и красочную боттичеллевскую весну, побывали на празднике «Поклонения волхвов» и присутствовали при «Рождении Венеры». Итальянца переменил испанец Мануэль де Фалья — Василиса Бержанская успешно исполнила его пьесу для голоса и камерного ансамбля «Психея». Завершила первое филиал Симфоническая поэма Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Одноименный хореография в постановке Вацлава Нижинского многим очень хорошо популярен, а игра музыкантов была столь выразительна, что легко отрекомендовалась послеполуденная жара, появление фавна, устроившегося в тенечке, приход девиц, его проснувшаяся чувственность, испугавшая юных особ. В финале манер наслаждающегося жизнью фавна, который с восторгом вдыхает аромат оброненного девушками воздушного шарфа.

Во втором отделении Софья Беляева познакомила слушателей с пьесой «Аретуза» из сюиты Бриттена для гобоя соло «Шесть метаморфоз по Овидию». Порадовало ее мастерство и прекрасный звук ее гобоя. Органично вошло в программу и сочинение Людвига ван Бетховена —два фрагмента из музыки к хореографии «Творения Прометея, или Торжество музыки и танца». Солировал виолончелист Петр Кондрапшин. Молодой музыкант из семейства великого дирижера Кирилла Кондрашина. От своего деда Петр унаследовал негустую музыкальность, артистичность и театральность, прибавив к этим качествам бездонное бархатное звучание своей виолончели работы мастера Жана Батиста Вильома из Государственной собрания уникальных инструментов. С 2012 года Петр Кондрашин — первоначальный концертмейстер виолончелей оркестра Большого театра и своими соло украшает многие оперные и хореографические спектакли театра. На концерте в музее он блестяще солировал в Adagio и Andante quasi Allegretto.

Большой театр на «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера»

Трио Орфея, Купидона и Эвридики

Красиво и логично выстроенную программу вечера завершил великий реформатор оперы Кристоф Виллибальд Глюк — фрагменты из его оперы «Орфей и Эвридика» (французская редакция, в какой партию Орфея поет тенор). Сначала прозвучала хореографическая музыка: энергичный Танец фурий и элегичный Балет блаженный духов. Затем запели основные герои.
Тенор Ярослав Абаимов проникновенно исполнил две горестные арии, излив в них страдания своего Орфея, двукратно потерявшего любимую жену Эвридику. Речитатив и ария Эвридики во всем удались Ольге Кульчинской. Ее роскошное сопрано, состоятельное тембральными красками было наполнено тоской красавицы Эвридики, в расцвете лет покинувшей мир и излюбленного супруга певца Орфея. Очень выразительным был Речитатив Орфея и Эвридики. И затем ликующий финал — Трио Орфея, Амура и Эвридики, восхваляющее Житье и Любовь.

Елизавета ДЮКИНА

Фото — ГМИИ им. А.С. Пушкина

Ключ: newsmuz.com

Leave a Reply