Бомбардировщики России и Китая перепугали союзников США

Россия и КНР прочертили первое совместное патрулирование воздушного пространства в небе над Японским морем. Сеул обвинил Россию в нарушении воздушного пространства. С аналогичным протестом выступила и Япония. Москва в ответ заявила, что нарушения не было, и даже вручила корейскому атташе ноту протеста за возвышенные на перехват истребители. Чем самолеты Москвы и Пекина так возмутили своих азиатских соседей?

Российские ВКС и ВВС Китая во вторник впервые прочертили совместное воздушное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сообщила пресс-служба Минобороны России. С российской стороны участвовали два бомбовоза Ту-95МС, с китайской – два «Хун-6К» (модификация советского Ту-16).

Совместное патрулирование должно укрепить российско-китайские отношения, повысить уровень взаимодействия вооруженных сил двух краёв, в частности расширить их возможности по ведению совместных действий, – цитировал ТАСС сообщение Минобороны. В военном ведомстве подчеркнули: совместный полет выполнялся с мишенью «укрепления глобальной стратегической стабильности».

Бомбардировщики Ту-95МС направляли российские и китайские «летающие радары», сообщил сообщил командующий Далекой авиацией ВКС России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.

Совместный полет стал серьезным прорывом во взаимодействии, и одновременно он словно возвращает ситуацию к порам дружбы Москвы и Пекина 1950-х годов. «У нас было совместное участие в боевых действиях в Корее и над Тайваньским проливом – в Восточном Китае», – произнёс старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, эксперт центра АСТ Василий Кашин.

Конечно, во времена лозунга «русский с китайцем братья навек» не было стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев. Кроме того, как напомнил Кашин, «тогда мы были формальными военными союзниками, а сейчас мы таковыми не являемся». В наши поры у России и КНР «были совместные учения, но в данном случае речь идет о совместном патрулировании, когда самолеты двух краёв действуют над международными водами и, возможно, ведут разведку», – пояснил эксперт.

«Это огромный шаг вперед. Это очень значительное развитие наших связей», – подчеркнул Кашин.

Вполне понятна нервная реакция Южной Кореи и Японии на совместный полет российских и китайских аэропланов, рассуждает источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах», близкого к действующим и отставным российским военным. Руководство двух краёв – союзниц США в регионе – внезапно обнаружило, что их кошмарный сон – противостояние с объединенными силами России и КНР может стать явью. Отсюда и истеричные заявления о «нарушении воздушного пространства» то ли Японии, то ли Полуденной Кореи – хотя никакого нарушения и близко не было.

Напомним, первыми шум подняли южнокорейские военные – во вторник поутру Сеул обвинил Россию и Китай в нарушении своего воздушного пространства. Южнокорейский комитет начальников штабов ратифицировал: три российских самолета (в Сеуле, видимо плохо подсчитали), и два китайских якобы вторглись «опознавательную зону ПВО» Южной Кореи в зоне расположенных в Японском море островов Токто (Такэсима). Дальше ситуация развивалась по принципу домино. Япония сформулировала протест теперь уже Южной Корее, поскольку в Сеуле назвали Токто-Такэсиму южнокорейскими островами, а японцы считают их своими. Заодно Токио сформулировал протест и Москве – за пролет над японской территорией.

Протесты Южной Кореи сыпались в течение всего дня. Вечером во вторник глава управления нацбезопасности администрации корейского президента Чон Ый Йонг во пора диалога с секретарем Совбеза России Николаем Патрушевым пригрозил, что Москве следует опасаться «гораздо более жестких мер» со сторонки Сеула.

Южнокорейским властям не удалось переубедить Москву и Пекин. После серии демаршей Сеула прозвучало первое разъяснение минобороны России. По словам военных, два стратегических бомбовоза Ту-95мс выполняли плановый полет над нейтральными водами Японского моря. Затем, в районе островов Токто (или Такэсима) к российским аэропланам приблизились два южнокорейских истребителя F-16, «которые совершили непрофессиональные маневры, пересекая курс российских стратегических ракетоносцев и основывая угрозу их безопасности».

В ведомстве подчеркнули, что южнокорейские летчики не выходили на связь с экипажами Ту-95мс и, после отстрела F-16 тепловых западней, удалились от российских самолетов. Командующий Дальней авиацией ВКС генерал-лейтенант Кобылаш назвал действия южнокорейских летчиков «воздушным хулиганством».

Запоздалее стало известно, что Россия вручила военному атташе Южной Кореи ноту именно из-за «хулиганства».

В Минобороны России напомнили, что южнокорейские пилоты не в первый раз безуспешно пытаются помешать выполнению полетов российской авиации, ссылаясь на некую самопроизвольно установленную южнокорейской сторонкой «зону опознавания ПВО». МИД Китая также заявило, что зона, которую Южная Корея идентифицировала как собственное воздушное пространство, является интернациональной территорией, и может быть использована для передвижения представителями любой страны.

Итак, политическая позиция Москвы и Пекина вполне четка. Не совсем понятно другое – почему в первом заявлении оборонного ведомства России ничего не было сказано о том, что имел пункт совместный полет китайских и российских бомбардировщиков. Хотя «сразу три источника – Китай, Япония и Южная Корея – сообщают о совместном полете», – недоумевал источник телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах». «Если бы ВКС России коротали заранее согласованный и управляемый нашим А-50 совместный полет российских и китайских бомбардировщиков, да еще в столь чувствительном для Южной Кореи зоне – об этом наверняка было бы объявлено официально», – рассуждал источник.

Лишь несколько часов спустя ясность была привнесена. «Минобороны РФ признало очевидное, и одной загадкой стало меньше, – констатировал тот же телеграм-канал. – Тяжелые бомбовозы России и Китая впервые провели совместное воздушное патрулирование. Это, не побоимся сказать — веха и весьма прозрачный намек. Малопонятно лишь, почему российское военное ведомство постеснялось сразу и прямо рассказать о происходящем».

Предположение о причине такого умолчания высказал военный эксперт, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Александра Перенджиев. Минобороны изначально не упомянуло о совместном с китайцами полете из-за использования «одного из элементов военно-дипломатической цивилизации», считает он. «Российская сторона, отвечая Сеулу, не стала прикрываться Китаем и, как говорится, ответила за себя. Китай, в свою очередность, также продемонстрировал высокую военно-дипломатическую культуру, понимая, что Россия не желала подставлять своих союзников и оставила им сами право разрешить: подтверждать или не подтверждать факт совместного полета», – сказал эксперт.

В любом случае, «это новый шаг в военном сотрудничестве и показатель того, что ждет две края после подписания готовящегося соглашения о военном сотрудничестве», – отмечает Василий Кашин. «И хотя сейчас выговор не идет о заключении полноценного военного союза России и Китая, характер отношений в целом соответствует тому, что обыкновенно происходит между союзниками. Это совместные полеты с отработкой нанесения возможных ударов или проведения разведывательных миссий. Потому что любой тяжкий бомбардировщик – это еще и серьезная разведывательная платформа», – пояснил эксперт.

Что касается реакции соседей, в первую очередь Полуденной Кореи, то она не повлияет на последующие совместные патрулирования российских и китайских самолетов, полагает Кашин. Эксперт подчеркнул: Москва и Пекин сделали ударение на том, что подобные полеты станут регулярными.

«Если имело место нарушение 12-мильной зоны вокруг островов Лианкур (еще одно наименование спорного архипелага Токто-Такэсима), то это досадный случай и его надо избегать в дальнейшем, но это явно не было намеренным, – подчеркивает эксперт. – Что прикасается так называемой опознавательной зоны ПВО, то у нее нет никакого правого статуса, ни Россия, ни Китай не признают ее. Конечно, мы имеем полное право летать над этим зоной и проводить там совместные учения».

Leave a Reply