Износ электропоездов «Укрзализныци» (украинских железных путей) в «незалежной» уже достиг 86%, и если государство не закупит новоиспеченные составы и не реформирует железнодорожные перевозки в целом, то через год-два предприятие попросту остановится.
Такие неутешительные прогнозы делают как независимые эксперты, так и представители самой «Укрзализныци».
«Темпы старения парка электро- и дизельных поездов гораздо опережают темпы его обновления. Начиная с 2009 года не приобретено ни одного электропоезда для пригородного сообщения», — рассказывает начальство департамента пригородных пассажирских перевозок «Укрзализныци» Владимир Скобленко.
По его словам, посредственный возраст электропоездов достиг 33,5 лет, а количество льготников, каких перевозят электрички — 80%. По законодательству Украины закупаться новоиспеченные поезда должны за счет железных дорог и местных бюджетов.
При этом за 26 лет «незалежности» из городов ни разу не устроились деньги на ремонт или обновление парка электропоездов.
С 2000 по 2016 год число дизель-поездов сократилось на 44 единицы и 52 вагона. Из-за этого состав электричек на Украине сократился с 10 до восьми-шести, а порой четырех (!) вагонов.
В «Укрзализныце» отмечают, что электропоезда в 2017 продолжат курсировать по своим курсам: «Отмена маршрутов в 2017 не планируется, но бывают случаи упразднения пригородных поездов на несколько дней из-за ремонтных трудов», — поясняют в компании.
«Износ составов под 90% — это весьма много. Мы имеем фактически год-два, чтобы что-то изменить, в противном случае возникнет проблема о возможности „Укрзализныци“ выполнять свои базовые функции по перевозу пассажиров и грузов», — сообщает директор украинского Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
По словам бывшего заместителя министра инфраструктуры Украины Александра Кавы, новоиспеченные поезда должны закупаться за счет госбюджета, поскольку в компании нет на это денежек из-за тарифов ниже себестоимости.
«В Украине другой альтернативы нет, кроме того, чтобы приступить покупать электропоезда за счет бюджета. Степень износа весьма большая, обновлять нужно с этого года, ждать поре нет. В бюджете этого года на это денег не заложено, но его можно изменить», — находит он.
Пока, чтобы продлить срок эксплуатации электричек, предприятие, как и ранее, будет менять периодичность курсирования, ограничивать маршруты, а также уменьшать число вагонов в поездах.
Читайте также: Тамбур на веревочке, пень под полкой: об украинских транспортных инновациях (ФОТО)