Что мешает развивать автомобильный кросс: бюджетный автоспорт упирается в стену

Что помешивает развивать автомобильный кросс: бюджетный автоспорт упирается в стену

В Москве и районы растут около 300 юных кроссменов, большинство из каких лишены возможности участвовать в профессиональных соревнованиях

Что мешает развивать автомобильный кросс: бюджетный автоспорт упирается в стену

Багги или мини-багги (для самых юных гонщиков) станут родителям примерно в 300 тысяч рублей. На фоне путевого автомобиля, которым владеет каждая вторая семья в столице — это подъемная сумма. Стартовый взнос — возле 1000 рублей. Топливо предоставляется бесплатно одним из спонсоров.

Натуральный энтузиаст гонок, руководитель команды NCS Racing и мама юных гонщиков Екатерина Николаева признает:

«Для края этот вид автоспорта самый «родной». Где найти ровный и приглаженный асфальт? В Москве и Сочи? Здесь травматизм низкий, потому что помимо дуг безопасности и ремней на двигателях стоит ограничитель мощности. Скорости развиваются не весьма высокие, и детям важнее мастерски пройти повороты, рассчитать манёвры. Все выходит на свежем воздухе, нет риска надышаться выхлопными газами как на крытых картодромах».

«Картинг вообще забава очень дорогое», — говорит знаменитый гонщик, пилот ралли «Дакар» на «КамАЗе» еще под флагом СССР Евгений Доронин. Оба его сына демонстрируют высокие результаты в серии и уже определились со своим будущим.

Но кушать расходы, о которых мы еще не упомянули. Это транспортировка раллийной техники на пункт старта, а это расходы отдельные, едва ли не превышающие все остальные. И упирается тут все, как ни странно, в личные предпочтения. По календарю российских соревнований можно учить, в каких регионах руководство любит автомобильные гонки, а в каких предпочитает их не замечать. По краю у нас набирается около 3000 юных гонщиков. Воронеж, Курск, Екатеринбург, Татарстан, Смоленск, Чеченская республика и Ставрополье. Все они зовут в гости, но именно здесь приходится сталкиваться с расходами. Даже гоночную «Калину» или ВАЗ-2108 (это наиболее мощный класс в наших сериях) невозможно доставлять до старта своим ходом. Багги тем более. Да, они неплохо и зрелищно прыгают на кочках, это их стихия, но по дорогам общего пользования их необходимо везти в кузовах.

«Легенда «Дакара» Владимир Чагин вечно говорил: самая правильная тренировка — это участие в гонке, — напоминает Доронин. — Наш вид состязаний не требует специальной подготовки трассы, достаточно грейдера, он может сделать путь проходимой. Зимой нужно просто расчистить снег. Но в центральном регионе состязаний не проводится. В Пушкинском районе выделен карьер, но, увы, он подготовлен под мотокросс. Ничего не имею против коллег на двухколесной технике, это те же раллисты, но про автомашины незаслуженно забыли. Испытательный полигон НАМИ, думаю, всем популярен. В его пределах была трасса, там даже этапы чемпионата Европы проводились. Но уже 3-4 года там ничего нет. Потому что к интернациональным соревнованиям выше требования, выше затраты, инфраструктура должна всегда поддерживаться, вот все и затухает».

В Смоленской области в местечке Кардымово была линия, пока не ушел на другое место работы глава здешней администрации. Там же поблизости — трасса в поселке Красное. Приезжали на состязания гонщики из Украины и Беларуси. Пока всё было. Теперь возвратный эффект. Любители автоспорта из западных регионов России ринулись к белорусскому бездорожью. Там соревнования регулярные и не очень дорого. Край маленькая — а трасс больше. Недаром МАЗ пришел в этом году ко второму пункту в зачете грузовиков на «Дакаре».

Константин Купцов, который совместно с Екатериной готовит детей к взрослым гонкам, мечтает о собственной школе автоспорта в Москве. Мы вспоминаем, как в СССР при Дворцах пионеров и школьников был картинг. Это не означало, что ребята гоняли целыми днями: порой они сидели над настройками, сами починяли капризную технику в течение всей недели. Но к концу обучения они разбирались в двигателях, приходили к пониманию физиологических законов на практике:

«Уже годам к восьми в нашем деле начинаешь видать детей насквозь: кто что выбрал? Есть те, кто ждет старта — это природный гонщик. А есть и тот, кого за уши не оттащишь от разобранных багги: они готовы ночевать в гараже, чтобы с утра продолжить рыться в технике. Разве это плохо?»

Не говоря уже о том, что увлечение соревнованиями и скоростью отвлечет детей не лишь от улиц и подъездов со всеми сопутствующими неприятностями, но и от планшетов и соцсетей, к 18 годам мы получим дисциплинированных водителей, уже постигнувших на практике, что такое трасса, будь она асфальтовой или грунтовой. Эти молодые люд (и девушки тоже) пройдут три этапа обучения и к моменту сдачи на права будут водить кузовные малолитражки. «Представь, когда стартуют 30 автомашин, земля трясется! — говорит Доронин. — Увлекательно наблюдать, как волнуются родители, как живут этим. И наблюдать за выходящим очень интересно: дети соревнуются серьезнее, чем взрослые, потому что еще не ведают страха. Едут искренне, мастерски совершают обгоны на заворотах…»

Согласно последним данным, в Москве и области растут образцово 300 юных кроссменов. Но только 30-40 из них могут позволить себе участие в положительных соревнованиях. А уж выйти на международный уровень — единицы, и это как правило ребята очень обеспеченных родителей. И это в самой бюджетной разновидности автоспорта…

Получайте куцую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.

Leave a Reply