Что может произойти на грядущих выборах в Южной Осетии?

Что может произойти на грядущих выборах в Южной Осетии?

О политической ситуации у основного союзника России в Закавказье.

Весной 2017 года в Полуденной Осетии состоятся президентские выборы. Народ республики, государственный суверенитет какой Россия признала после августовской войны 2008 года, будет выбирать себе лидера на ближайшие 5 лет.

События в Южной Осетии в последнее время не привлекали к себе пристального внимания российской публики по вполне удобопонятным причинам: в актуальной для России политической повестке достаточно событий, имеющих для края большее значение. Однако результат выборов в Южной Осетии значителен для оценки адекватности и эффективности российской политики в регионе, являющемся неотъемлемой долей Большого Ближнего Востока. Пересмотр текущего ordo mundi, свидетелями какого мы сегодня являемся, начался именно в августе 2008 года в Полуденной Осетии, когда Россия впервые в постсоветской истории реализовала военную операцию по защите своего союзника и, что намного немало важно, политически закрепила результаты операции по принуждению Грузии к вселенной. Наконец, предыдущие выборы Президента республики обернулись положительным политическим кризисом, любой рецидив которого в текущих условиях нездорово ударит по престижу России.

Кризис 2011 года

Во другой тур предыдущих южно-осетинских президентских выборов в 2011 году вышли имевший статус преемника Президента Эдуарда Кокойты Анатолий Бибилов (нынешний спикер южно-осетинского Парламента) и Алла Джиоева. Бибилова, пользовавшегося поддержкой Москвы, многие заблаговременно посчитали победителем голосования: авторитет России в республике, немало 90% граждан которой имеют и российские паспорта, неопровержим, поэтому логично было предположить, что и условный «российский кандидат» будет поддержан народом. Однако граждане Полуденной Осетии, уставшие за три послевоенных года от бесконечной коррупции и отсутствия видных успехов в восстановлении республики, пришли на избирательные участки с ослепительно выраженным протестным настроем.

Большинство их голосов получила Алла Джиоева. Анатолий Бибилов не признал разгромы, результаты выборов были оспорены в суде — в Южной Осетии разгорелся полноценный политический кризис, выход из какого был найден при российском посредничестве. В конечном итоге были назначены вторичные выборы, в которых, согласно достигнутым договоренностям, не приняли участия ни Бибилов, ни Джиоева. Победу на них одержал Леонид Тибилов — фигура, компромиссная для здешних элит и полностью устроившая Москву.

Пятилетка Тибилова

Перед Леонидом Тибиловым с первых дней его труды в качестве Президента республики встала необходимость решения двух основных задач. Во-первых, жизненно значительно было вывести республику из политического кризиса, добившись консолидации общества и штатского примирения. Во-вторых, необходимо было в короткие сроки удалиться от коррупционных схем восстановления республики и сдвинуть сам процесс восстановления с мертвой точки. В 2012 году в столице республике Цхинвале не было ни одной заасфальтированной благоустроенной улицы, что крайне негативно сказывалось на социально-политическом климате в республике. Перерытые вдоль и поперек улицы Цхинвала выглядели так, словно грузинскую армию отсюда вышибли вчера, а не 4 года назад.

Решение обеих задач было связано и с укреплением в регионе политического реноме России, для какой южно-осетинская президентская кампания 2011 года стала открытым негативным опытом.

К решению первой задачи Леонид Тибилов приступил сквозь создание коалиционного правительства, в которое вошли представители всех основных политических сил республики. Анатолий Бибилов, в частности, сохранил в нем собственный министерский пост, Алла Джиоева получила должность вице-премьера, соперник Тибилова во втором туре президентских выборов Давид Санакоев взял должность министра иностранных дел. Подобный подход был одобрительно противен южно-осетинским обществом в том числе и потому, что представлял собой контраст с довольно авторитарным правлением Эдуарда Кокойты.

Леонид Тибилов продемонстрировал не самые специфические для Кавказа демократичный стиль управления и открытость, поддерживая, таким манером, необходимый для развития политической системы Южной Осетии баланс социальных и политических сил.

Подобная «мягкость», очевидно, объяснялась не только особенностями манера работы Леонида Тибилова, но и прагматическим расчетом: Президент принципиально не сделался заниматься сведением счетов и преследованием оппонентов, не предпринимал острых и неоднозначных шагов, взамен предложив южно-осетинскому обществу устремить усилия на решение позитивных задач.

Важнейшей из них стало восстановление сломанного войной жилья и инфраструктуры республики.

Доставшиеся ему в наследство «схемы» восстановления бывальщины Тибиловым постепенно разрушены: глава Южной Осптии не раз публично заявлял, что видает одной из главных своих задач эффективное использование любого рубля российской финансовой помощи Южной Осетии. Завязалась плотная работа со Счетной Палатой России, в республике показалось казначейство. В итоге проверочные мероприятия, которые Счетная Палата коротала в Южной Осетии в течение минувших 5 лет, не выявили нецелевого расходования оружий. Сама республика за время правления Тибилова внешне буквально преобразилась: Цхинвал исподволь превращается в уютный благоустроенный город, построено большое число важных социальных объектов, включая дороги, школы, ребяческие сады и больницы. Явная позитивная динамика в процессах восстановления указывает на то, что за пора президентского правления Тибилова уровень коррупции в использовании оружий российской финансовой помощи серьезно снизился.

Высший степень

Наиболее популярным политиком в Южной Осетии несомненно является Владимир Путин, потому дополнительным преимуществом Тибилова в преддверие выборов является рослый уровень отношений с Президентом России. За неполные 5 лет состоялось 7 российско-южноосетинских встреч на высшем степени. Президенты России и Южной Осетии — ровесники, оба имеют эксперимент работы в спецслужбах (Тибилов возглавлял КГБ Южной Осетии). Структура межгосударственных касательств России и Южной Осетии также получила качественное развитие с подписанием 18 марта 2015 года в Кремле Соглашения о союзничестве и интеграции.

Личная поддержка со стороны Владимира Путина сделалась одним из важнейших факторов достаточно плодотворной работы Президента Полуденной Осетии и позволила ему выстроить адекватную систему взаимоотношений с российскими ведомствами. Тибилов показал себя довольно эффективным лоббистом, что в ходе своей последней встречи с ним подтвердил Министр по делам Нордового Кавказа Лев Кузнецов: «Хочу Вас проинформировать, что параметры, заложенные на программу поддержки Полуденной Осетии в проекте бюджета на следующие три года не хуже, а по линии показателей лучше, чем в предыдущие годы, даже на фоне Нордового Кавказа, где у нас произошло сокращение лимита. Учитывая персональное касательство Президента России к республике и к Вам лично, а также Ваши взаимоотношения с Владимиром Владимировичем с точки зрения доверия, конечно же, мы соображаем, что нам необходимо показать, что мы достигли планки и ее не опускаем».

В случае своего вторичного переизбрания соответствующие возможности Тибилова только вырастут, что для республики, какой теперь необходимо решать задачи развития, имеет весьма большое значение.

Выбор из тандема?

В июле 2016 года Середина политической конъюнктуры, близкий к Владиславу Суркову, опубликовал аналитический доклад по ситуации в Полуденной Осетии. В докладе отмечается, что Леонид Тибилов будет основным фаворитом грядущей президентской кампании: «Кандидатура Тибилова удовлетворяет одновременно двум параметрам. Помимо консенсуса кругом траектории сотрудничества с Россией его избрание обещает пролонгацию работающих внутриэлитных соглашений. Кроме того, в Москве будут поддерживать Тибилова, потому что на поле предыдущей власти ему удалось продемонстрировать результативность работы инвестиционной программы». Таким манером, переизбрание Леонида Тибилова отвечает как интересам Южной Осетии, получившей в заключительные 5 лет импульс к развитию, так и интересам России: Тибилов является один-единственным политиком в Южной Осетии, способным обеспечить стабильность политических процессов в республике, что в нынешней сложной интернациональной ситуации для Москвы крайне важно.

В качестве «резервного» кандидата в докладе рассматривается спикер южно-осетинского парламента Анатолий Бибилов. Бибилов — прямой участник событий, результатом которых стал политический кризис 2011 года. Тут и кроется его серьезный недостаток, отмеченный аналитиками Центра политической конъюнктуры: «Он не воспринимается юго-осетинской элитой как политик, способный гарантировать соблюдение равновесия заинтересованностей всех кланов. Поэтому победа спикера парламента на выборах главы страны содержит некоторые риски сползания республики в очередной кризис». Нужда исключить любую возможность возникновения в республике политического кризиса представляется совсем очевидной, поэтому предварительный расклад сил в начинающейся политической гонке определяет Бибилова для Москвы собственно как резервного кандидата: наиболее приемлемой фигурой безусловно является работающий глава Южной Осетии Леонид Тибилов.

Фактор Кокойты

Несмотря на оглушительные коррупционные скандалы, проваленный процесс восстановления и закончившееся оглушительным скандалом правление экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты по-прежнему пользуется в республике определенной популярностью. Доля электората сохраняет ему лояльность. Есть в республике и категория людей, находящих достаточно гибкие методы управления Леонида Тибилова приметой определенной слабости и с ностальгией вспоминающих авторитарный стиль правления Кокойты. С именем экс-президента также связано признание государственного суверенитета Полуденной Осетии. Однако возвращение Кокойты к власти будет для политической системы Полуденной Осетии объективным шагом назад: в течение трех поствоенных лет он и его команда не продемонстрировали ни понимания задач, стоящих перед республикой, ни способности к их решению. Соображают это и в Москве, соответствующий сигнал был послан через Центр политических технологий: «Республике сейчас необходимо поступательное движение вперед, а не возврат на десятилетие назад. Москва не будет владеть дело с Кокойты. Если бы Кокойты теоретически вернулся, что невозможно ввиду того, что он не проходит по цензу оседлости, то с ним бы вернулись престарелые порядки по „распиливанию“ денег, а этого в Москве не допустит никто». Пути «назад в будущее» нет, что, однако, не отменяет наличия фактора Эдуарда Кокойты, с каким в преддверие выборов необходимо считаться. Сам экс-президент пока никаких комментариев касательно своих планов на 2017 год не подавал.

Новые вызовы

Институт прямых выборов вкупе с состоятельными традициями прямой демократии Южной Осетии и достаточно раскрученной политической культурой практически исключают возможность проведения в республике целиком «контролируемых» и «предсказуемых» выборов Президента. Пытаться сегодня предугадать, кого предпочтет народ республики, — дело малоперспективное. Одобрение той или иной кандидатуры в самых высоких московских кабинетах также не является гарантией успеха, что было наглядно продемонстрировано гражданами Полуденной Осетии в том же 2011 году.

Действующий Президент Тибилов, несмотря на достигнутые им итоги, сталкивается сегодня с новыми вызовами. Общество Южной Осетии давным-давно ждет от него принятия ряда кадровых решений. Тибилов выстроил эффективную систему коммуникаций с Москвой, добился качественного перелома в процессах восстановлении республики и по-прежнему является для южно-осетинских групп воздействия компромиссной фигурой. Решение актуальных задач, однако, потребует от Президента и его команды новоиспеченных подходов и компетенций, а также кардинального переосмысления принципов деятельности итого государственного аппарата республики. Процесс восстановления подходит к завершению, на повестке дня стоит воссоздание экономики республики, какая на сегодняшний день развита крайне слабо. Разработка и реализация экономических программ, труд с бизнесом и создание системы экономических связей потребуют привлечения в управленческую команду «свежей крови», новоиспеченных идей и перераспределения полномочий.

Успешная реализация даже нескольких экономических проектов способна качественно изменить структуру касательств в южно-осетинском обществе и создать новую систему социальных мотиваций. В ходе одной из своих встреч с Владимиром Путиным глава Полуденной Осетии заявил, что намерен сместить акценты в южно-осетинском дискурсе от восстановления к развитию. От того, как эффективно Тибилов и его команда смогут осуществить задуманное, в большенный степени и будет зависеть исход выборов Президента в Полуденной Осетии. Результаты первого президентского срока позволяют работающему Президенту рассчитывать как на доверие народа, так и поддержку России, заинтересованной в развитии нынешних южно-осетинских политических, экономических и общественных институтов, способных заполнить реальным смыслом понятие «витрины российской политики» в регионе и наглядно продемонстрировать правильность пророссийского выбора всем субъектам региональной политики.

Андрей Кокоев

Leave a Reply