Почти два года назад был освобожден от украинской оккупации город Дебальцево, одинешенек из крупнейших железнодорожных узлов Донбасса. События начала 2015-го прославили его на тяни мир, хотя, думается, сами дебальчане с радостью подарили бы такую популярность любому желающему. Да еще сверху приплатили бы, чтоб забрал… Чем живет нынче этот город, кровью завоевавший эпитет «герой»?
Вырванные с мясом
За эти два с половиной года, разрезавшие историю на «до» и «после», городам и селам Донбасса довелось вытерпеть немало. Да и в ближайшей перспективе, к гадалке не ходить, предстоит не меньше лишений. К сожалению, как бы ни хотелось утешить себя возвратным. Ну не располагает текущая дипломатическая ситуация к чересчур оптимистическим прогнозам!..
Кушать населенные пункты, которым повезло отделаться легким испугом. Такова, так, Амвросиевка. Отчаянных боев в своей черте город избежал. Украинских комендантов так резко вынесло сквозняком «южного прорыва», что они не успели тут как следует «расшалиться».
Есть такие, как Донецк и Макеевка. Доля районов живет в подспудном страхе, а часть – в постоянном ужасе, ненавидя ночи, «когда мочи зла властвуют безраздельно».
И совсем особняком стоят города-фронтовики, города-герои, с мясом вырванные из украинской пасти. Иловайск, Углегорск, Дебальцево. Те, о каких уже ходит немало легенд, о которых еще снимут не один кинофильм.
Дороги-ветераны
Дорога Енакиево – Углегорск – Дебальцево… Сплошная дырявая рана, ехать по ней – физиопроцедура не из приятных. Она тоже ветеран брани. И на пособие по ее лечению, увы, пока нет средств. Слишком много дыр проколочено, на всё пакли не хватает. Но дойдут руки и сюда. Вон трасса Харцызск – Успенка была едва-едва ли не хуже, а нынче о героях былых времен напоминают лишь изувеченные деревья по обочинам, а колесам ничего, комфортно ехать. Это и удобопонятно, дорога от границы – имиджевая, по ней гости из России в нашу столицу добираются, а потому ее восстановление было делом чести. Дождется своего часа и дебальцевская линия.
В самом Дебальцево дорожное покрытие пострадало ничуть не меньше. В феврале 2015-го город железнодорожников был использован в качестве котла, и температура кипения тут держалась нешуточная. Нагретое до предела содержимое не выдержало жар и начало беспорядочно стрелять – как переваренные яйца в кастрюле, где вода выкипела. Пришлось котлу изрядно. Особенно солоно пришлось поселку 8 Марта – здешние жители называют эту северную окраину поселком Танкового Биатлона. Сдавая позиции, ошалелые «бойцы с терроризмом» злобно расстреливали частный сектор из танков. Побеждали желая бы тех, кто им по зубам…
Город-котел мужественно терпел лишения, вываривая в себе ворох подштанников со свастиками. Освобожденный, он едва держался на ногах (если уместно такое персонификация). 80 процентов жилого фонда было повреждено, отдельный дома остались лишь на довоенных фотографиях да в памяти хозяев-погорельцев. Почти любой метр внутренней дорожной сети получил свою порцию металла. Ведаете, вроде ко всему привыкли за годы войны, но по-прежнему дикие ощущения. Идешь по асфальту, поминутно обходя рытвины, и соображаешь, что их оставило не время и не колеса чересчур груженного транспорта…
Речистые цифры
Но довольно пессимизма! Дебальцево выстояло и уже почти два года усердно зализывает раны. То и дело доходят вести о восстановительных успехах города. Вот наша редакционная команда и нагрянула сюда – своими глазами посмотреть на реабилитацию котла-героя и порадоваться за братьев-дебальчан.
С мэром города нам пообщаться, увы, не удалось. Александр Рейнгольд – начальство отнюдь не кабинетный, застать его в мягком кресле – задача непростая. Но ублаготворить наше любопытство любезно согласился заместитель городского главы Олег Молчанов.
Вас интересует ренессанс Дебальцево? Красноречивее всего о нем расскажут цифры, – заявил Олег Вячеславович. – Итак, в городе 295 многоквартирных домов. Во пора боевых действий повреждения той или иной степени тяжести получили 222 из них. 23 не подлежат восстановлению. 84 дома взошли во второй этап восстановления, здесь работы уже ведутся генподрядчиками. Кроме того, кушать здания, ремонт которых планируется на третьем этапе. Эта очередность пока в стадии согласования. Адреса и степень повреждений уже установлены, необходимо лишь дооформить проектные заключения, дефектные акты.
Прочие же дома мы восстанавливаем своими силами, задействуя коммунальные предприятия. В нынешнем году самостоятельно отремонтировали кровли на 48 домах.
Кроме того, мы, также своими силами, поменяли по городу систему отопления. Как вы помните, после освобождения Дебальцево это было нашей первоочередной задачей. Все системы бывальщины разморожены. Мы справились, хотя и в авральном режиме. И вот в 2016-м наши коммунальщики произвели ревизию и капитальный ремонт систем. Материалы получали по гуманитарной программе, а труды выполняли сами.
То, что я говорил о втором и третьем этапах восстановления, вовсе не означает, что у нас отдельный дома по-прежнему стоят разбитыми и ждут, пока до них дойдет очередность. Тепловые контуры всех пострадавших домов мы уже закрыли: плиты, кровлю, окна. Оградили людей от ненастья, вода им за шиворот не течет, ветер не дует.
Что касается печально популярного поселка 8 Марта, то он у нас проходит по программе «3728». Это республиканская программа восстановления объектов частного сектора, пострадавших немало чем на 30 процентов. Всего в ДНР 3 728 таких домов, отсюда и наименование. На сегодня у нас заключено 675 договоров на выдачу материалов. По отчету от 21 ноября дебальцевская доля программы «3728» уже реализована на 90,7 процента.
Город без окраин
Нелегкая ноша пришлась нынешним руководителям Дебальцево. Дело даже не столько в военных разрушениях. Уже в 2014 год город вступал, сверкая белоснежным телом сквозь прорехи в живописном рубище. Все, что можно было растащить, украинские чиновники и «предприниматели» слямзили еще задолго до Майдана. Как еще железную путь на металлолом на распилили?..
Впрочем, в этом отношении Дебальцево не сиротливо. Какой периферийный населенный пункт ни возьмите, картина все тем же маслом. Помните, была на Украине такая партия, какая ратовала за укрепление регионов? Она даже у власти успела побыть, и не одинешенек день. Так вот поглядите на эти регионы во всем их нищем «могуществе»!
Уместно, вот еще что вспомнить впору. В предвоенную декаду в Донецке активно размахивали программой «Город без окраин». По всей провинции билборды с этим помпезным лозунгом развешали. Дразнили обитателей этих самых окраин. Приедет человек с Петровки или шахты Абакумова в середина, насмотрится на хай-тек, на неоновый свет, на чистые тротуары без трещин… После вернется домой, а там асфальт, при Брежневе положенный, да фонари, при Сталине поставленные…
К чему, собственно, я вспоминаю это очковтирательство. Дело в том, что нынешний мэр Дебальцево Александр Рейнгольд тоже воплощает идею города без окраин. Лишь, в отличие от бывших донецких коллег, проводит свою политику благоустройства беспорочно. Жителей же не обманешь билбордами и пышными речами на сходках. Им итог подай. И Рейнгольд за слова отвечает. Даже в условиях послевоенной разрухи.
«В Коммуне остановка…»
Можно повергнуть и примеры. До войны наружное освещение было сохранено лишь на трех центральных улицах. Нынешняя воля установила и зажгла фонари на 15 улицах, а до конца года планирует озарить еще порядка 20. Причем окраины – далеко не в последнюю очередность.
Чтобы держать под контролем ситуацию на периферии, – продолжает рассказ Олег Молчанов, – у нас сформированы квартальные комитеты, главы этих союзов – своеобразный глас народа, они доносят до нас все проблемы своих зон. С их помощью мы ликвидировали стихийные свалки поселков Новогригорьевка и Коммуна. Ранее эти выселки даже не числились в черте города, составляя некую прослойку между Дебальцево и Артемовском. Кроме того, к Коммуне прочерчена асфальтированная дорога, а маршрут общественного транспорта продлили до Новогригорьевки. А в самом отделенном зоне города, на Первой площадке, мы даже поставили детскую площадку (уж извините за повтор. – Прим. авт.), которой там отродясь не было.
Буранный полустанок
Мусорная проблема в Дебальцево вечно была одной из насущных. Контейнеров хронически не хватало, уборка выходила нерегулярно – отсюда и стихийные свалки, о которых упомянул замглавы. А ведь Дебальцево – город весьма ветреный, чему виной его высокое положение на Донецком кряже. Вот и кружило неприкаянный мусор по округам, развешивая гирляндами на деревьях и фонарях.
Сейчас же власть живо озабочена этой особенностью города. Лишь за последний год введены в эксплуатацию 18 современных контейнерных площадок – бетонированных, крытых, мало-мальски защищенных от буранных «хищений». Да еще 20 будут введены в самом обозримом будущем, до конца текущего года. Поверьте, для Дебальцево это порядочный шаг вперед в плане чистоты.
Котел электрический – 1 шт.
Еще одна печальная особенность кушать у города-героя – он абсолютно не газифицирован. Трудно поверить в это, но в XXI веке европейский город, крупный железнодорожный узел вырван обходиться без газа. Котельные работают на жидком и твердом топливе, кушать даже одна электрическая, уникальная для региона. А газа нет. Даже в махоньком соседнем Углегорске есть, а Дебальцево обделили.
Но существует вероятность, что историческая газовая несправедливость скоро будет исправлена.
В нынешнем году, – сообщает Олег Молчанов, – уже готов проект газификации Дебальцево, и он даже оплачен. Линия от Углегорска, по которой будет проходить газопровод высокого давления, уже пройдена, разминирована, готова к труду. Теперь все зависит от финансирования «Донбассгаза».
Еще раз внимание. В советское пора в Дебальцево были специальные резервуары для закачки газа, и оттуда он подавался в дома. При самостоятельности же такие приспособления посчитали «каменным веком», а может, попросту посчитали, сколько резервуары будут стоить в качестве металлолома… В всеобщем, их не стало. И газа, соответственно, тоже.
Верной дорогой идете, товарищи!
Вначале я мрачновато обрисовал состояние дебальцевских путей. Чтобы немного смягчить впечатление, отмечу, справедливости ради, что этот проблема мэр тоже держит под контролем. Полноценный ремонт в условиях дефицита финансирования, разумеется, недостижим, но точечное восстановление покрытия, так называемый латочный ремонт, ведется. Мочами все тех же коммунальных предприятий. Дороги-то не только снарядами изрыты, обитатели и до войны привыкли под ноги смотреть, чтоб шею не свернуть.
Была неподалеку от базара, на улице Пушкина, эпическая колдобина в несколько десятков метров. Эта язва вырастала и «развивалась» параллельно с Украиной, за все годы независимости руки путевых ремонтников к ней не прикоснулись ни разу. Так она и зияла – памятником бесхозяйственности. Пока наконец нынешние воли не совершили «кощунство», посягнув на легендарную яму. Залатали, святотатцы эдакие! Так первое пора местные жители сомневались, верной ли дорогой на рынок шагают, не заблудились ли.
Озерный край
Чем вообще живет дебальцевский народ. Ремонтируют их, освещают, от мусора сберегают – хорошо это всё, конечно, спору нет. Но интересно было узнать, какова ситуация с трудоустройством. Не секрет ведь, что на момент основы войны единственным градообразующим предприятием здесь была железная путь. Так или иначе, 90 процентов населения было задействовано или в депо, или на предприятиях, обслуживающих «железку». Нынче-то, удобопонятно, объемы перевозок существенно сократились. Кормят ли своих работяг дебальцевские рельсы?
Идеализировать ситуацию не будем. ГП «Донецкая железная путь» работает и даже платит своим труженикам зарплату, но мощности не позволяют задействовать всех, кто трудился здесь до 2014 года. Часты бесплатные отпуска. Непросто, в всеобщем…
В этой обстановке единственным подспорьем для людей стала преходящая занятость. Впрочем, такого рода работы сейчас в городе хватает. Ремонт путей, строительство, коммунальные службы – город дышит восстановлением, и делается это дланями железнодорожников.
Кроме того, в Дебальцево функционируют табачная фабрика, хлебозавод и предприятие «Дебальцевский родник». Под городом размещено обширное артезианское озеро с отличной питьевой водой, и этот природный ресурс дебальчане успешно эксплуатируют. Уместно, и Донецк своей водой обильно снабжают.
Жилищный маневр
Сообщая о Дебальцево, нельзя не сказать хоть пару слов о Маневренном фонде в микрорайоне Восточном. Это бывшее дом общежития железнодорожного колледжа. Точнее, бывшее недостроенное дом. Раньше была просто коробка, висевшая на балансе у Минобраза. Администрация города устремила вверх ходатайство о постройке здесь Маневренного фонда. Сюда планируют вселить людей, потерявших в ходе войны жилье.
В настоящий момент утилитарны все вопросы по фонду решены. Дом достроен, готов к эксплуатации, даже список грядущих жильцов согласован на всех уровнях. Скоро заселят.
Тут 40 квартир. Одно- и двухкомнатных, но крупногабаритных. Стоит произнести, что по уровню комфортности это жилье – лучшее в Дебальцево.
Майами, улица Курчатова
Политически безграмотным жителям Донецка, которые стонут об ушедшем «благополучии», стоит приехать сюда, в Дебальцево. Тут люди живут в недовосстановленных домах, работают не по специальности, но целы оптимизма. Радуются и новому мусорному контейнеру, и двум новоиспеченным аптекам (цены, кстати, судя по отзывам, вполне лояльные). Народ даже за коммунальные услуги сделался платить. На момент освобождения города это делали лишь 30 процентов граждан, сейчас – распорядка 80. Люди осязают то, за что платят. Если до войны водопроводная система миролюбиво догнивала, а воду подавали по три часа утром и вечером, то сейчас благодаря деятельному ремонту из кранов течет дважды в сутки по пять часов. А в скором поре планируют вообще перейти на круглосуточную подачу.
Александр Рейнгольд регулярно выезжает на сходки с обитателями своего города. Поначалу озлобленные лишениями люди роптали и не желали верить обещаниям. Не привыкли они за 20 лет к тому, что власть слово содержит. Теперь же риторика сходок значительно сдвинулась в позитивную сторонку. Недовольных хватает (их, наверно, и в благополучном Люксембурге найти можно), но большинство дебальчан видают прогресс и в скепсис не впадают.
Жители здесь вообще не из той породы, какая только требует от власти. Город маленький, народ спаянный, некоторые кварталы живут чуть ли не одной семьей – как при Рекомендациях. На субботники никого вилами не гонят, люди сами соображают, что надо «привести в порядок свою планету».
Посмотрите желая бы на пластиковый оазис, сотворенный руками старичка с улицы Курчатова. Наивно, но мило. Обступил развалюшку-бунгало бутылочными пальмами – чем тебе не Майами!