
Опубликовано вс, 23/04/2017 — 04:34 пользователем NEWSmuz.com
Пластинку я еще не слушал, поэтому сообщить, игралось ли с нее что-то на концерте, не могу. Конферанса на концертах Валерия никогда нет, а сам он известил в интервью, что играет новых композиций «…от силы 2-3. Альбом можно приобрести. Но не вся музыка может звучать живьем на концерте, если это студийная труд. Я просто не могу сыграть ее на концерте целиком — и технически, и художественно». Тяжело с ним не согласиться, хотя большинство наших музыкантов делают ровно противоположное.

Но Дидюля — не большинство. Он — селфмейд-мэн. Он сделал себя сам, проколотил лбом дичайшие стены непонимания — зачем вообще ходить на концерты инструментальной музыки, если это не классика. Сейчас он очевидно самый гастролирующий в России артист из условной плеяды «незвезд». Число и география концертов — невероятные.
В Крокусе — аншлаг (без учета занавешенного балкона). Вся группа «Дидюля» располагается на огромных размеров подиуме с голубой подсветкой. Состав нынче расширенный: струнный квинтет, перкуссионист и барабанщик, клавишник и басист, двое духовиков и сам Дидюля (несколько композиций украсила своим незаурядным фолковым вокалом его супруга Евгения Дидюля с творческим псевдонимом Евгеника). Забавно было глядеть, как зрители пытались отстучать 15/8 в «Етишкиных пассатижах», где собственный вокал добавил еще и духовик. Но в целом вокала ощутимо маловато, не хватает желая бы приборматывания, как это делает Манукян, к примеру.
Все концерты Дидюли напоминают постановка. С отработанными мизансценами, светом, гэгами, репризами, поклонами даже. Дидюля не попросту открыт публике (при всей своей интровертности), — он дышит реакциями публики, алчет рукоплесканий и понимания, режиссирует и предвосхищает ее реакции. Публика отвечает взаимностью, видая эту отчаянную борьбу за качество музыки, ценя перфекционизм артиста. Халтуры не будет, это публика про Дидюлю ведает точно. И приходит на концерты вновь и вновь.

Прозвучали все, представляется, главные концертные боевики Дидюли вроде «Арабики». Любому из музыкантов дали посолировать, и сам Дидюля присел на стульчик у кромки сцены, чтобы сыграть акустику. Огромное количество гитар, духовых, перкуссий — сменяющих в дланях музыкантов аки аттракцион. Фьюжн так фьюжн. Мелодий у Дидюли достанет на десяток таких концертов, даже без единого повтора.
Но все-таки без проблем не стало. Появление струнного квинтета — скрипки, альты, виолончель — надлежит было кардинально изменить старую звуковую картинку. Состязаться скрипкам с клавишными бессмысленно, клавиши всегда победят по звуковому давлению. Увы, не вышло. Большую часть концерта квинтет прожил безмолвными скульптурами в красивых красных платьях, их попросту не было слышно. Отличный клавишник группы Зайбула Магомедов (игравший еще в ВИА «Орэра»!) упорно играл в унисон с квинтетом, заглушая его напрочь. Лишь в моменты, когда он уходил со сцены или играл соло, наконец-то струнниц было слышно, и даже нюансировка, штрихи становились доступными. Тут еще огромное поле для перфекционизма, аранжировки вопиют о нужды кардинального их пересмотра для расширенного состава.
И все-таки концерт вышел ярким и живым. Стабильность! Более того, после ухода музыкантов со подмостки почти весь зал остался на местах, и яростно требовал «добавки», бисов. Бисов не было. И это зрители зачислили со смирением, понимая, как тяжело играть сложнейшую фанковую программу безо всяких там плейбеков.
Если что и можно улучшить в этом безотказном профессиональном механизме, так это декорации. У Дидюли был уже эксперимент работы с компьютерной графикой, но сейчас он отступил. Графика превращает площадку в сцену с любым числом декораций, а современная графика (вспомним номера Сергея Лазарева и великое шоу «Я» Филиппа Киркорова, да хоть Pink Floyd!) еще и в интерактив. Это весьма дорого. Но оно того стоит, особенно для атмосферного и насквозь театрализованного шоу, какое делает потрясающий гитарист Валерий Дидюля. Уверен, Дидюля сделает со порой то, от чего мы все будем ахать.
Гуру КЕН
Фото: vk.com/didula_official