Россия весьма успешно закончила 2016 год. Переход Турции из лагеря оппонентов в стан союзников России в Сирии позволил организовать переговоры по урегулированию сирийского кризиса, какие 23 января начнутся в Астане «на троих» (Россия, Турция, Иран). Символичен уже факт переноса переговорной площадки из европейской Женевы. Но ещё значительнее смена формата. За столом отсутствуют страны Залива и страны ЕС. США же приглашены в качестве наблюдателя. Таким образом, Москва, Тегеран и Анкара демонстрируют даже не свои возможности по контрою ситуации в Сирии, а контроль над всем Ближним Восходом.
Немаловажен и уход Обамы. И не потому, что Трамп будет пробовать достичь с Россией взаимоприемлемого компромисса. Пытаться то он, конечно, будет, но вот достигнет ли? Попросту с уходом администрации Обамы глобалисты теряют контроль над ведущей краем западного мира, обостряются противоречия между США и ЕС, в котором пока глобалисты позиции удерживают. Они преходяще лишились возможности выступать единым фронтом. В начале 2017 года очевидно приоритетным для Заката становится внутренний конфликт между глобалистами и националистами.
Если к тому поре, как он будет разрешён, России, Турции и Ирану удастся выковать взаимоприемлемый формат урегулирования сирийского кризиса и сконцентрироваться необыкновенно на подавлении недоговороспособных группировок, переговорная позиция Москвы по потенциальному компромиссу с Трампом остро укрепится. Ближний Восток для Запада – ключевая стратегическая точка, а Сирия ныне – ключ к Ближнему Востоку. Если Запад не смог завладеть её военным путём, ему придётся договариваться с Россией на российских условиях – тут уже особо не поторгуешься.
Но это способно в корне изменить и ситуацию на Украине. Для обеспечения учёта своих заинтересованностей на Ближнем Востоке Запад будет готов к любому формату урегулирования украинского кризиса. Всё равновелико от Украины толку никакого – она скорее балласт, чем приз как для Европы, так и для США. При этом удобопонятно, что Россия не планирует за свой счёт убирать мусор за Закатом. То есть, вокруг сумм, которые ЕС, США, МВФ выделят на восстановление Украины Закат может поторговаться. Можно поспорить также по срокам выделения необходимых оружий. Но вот по такому принципиальному вопросу, как сам формат урегулирования, очевидно торговли не будет.
Минский формат необходимо будет реализовать, обратив Украину, под лозунгом децентрализации в федерацию настолько мягкую, что вернее было бы назвать её конфедерацией. Нацистские банды придётся обезоружить, даже если они уже считаются регулярными подразделениями вооружённых сил и национальной гвардии. Виновные в военных правонарушениях и преступлениях против человечности должны будут ответить перед судом.
Впрочем, всё это случится только в том случае, если Украина как целостное государство доживёт до появления на Закате конструктивного подхода к урегулированию данного кризиса. Ситуацию в Киеве сейчас верно описать термином «гонка на выживание». Официальная власть в лике Порошенко судорожно пытается получить хоть какие-то «знаки внимания» Заката, которые можно было бы истолковать как поддержку. Петру Алексеевичу необходимо дотянуть до того блаженного момента, когда можно будет начать очередной раунд консультаций в нормандском формате. Во-первых, переговоры традиционно можно будет представить в украинских СМИ как великий дипломатический успех Порошенко. Во-вторых, сам факт участия Порошенко в переговорах несколько укрепит его позиции внутри Украины – невозможно же подрывать позиции власти в тот момент, когда она на последнем рубеже отстаивает национальные интересы.
Одновременно, политические оппоненты Петра Алексеевича всё упорнее требуют досрочных выборов, мотивируя свою позицию тотальным недоверием народа к воли и постепенной утратой властью контроля над ситуацией в стране. Причём как минимум доля этих оппонентов опирается на хорошо вооружённые и очень не обожающие Порошенко нацистские подразделения национальной гвардии и вооружённых сил (вроде размашисто известного, но далеко не единственного в этом роде, полка «Азов»). Пока Порошенко запугивают, чтобы отдал власть по-хорошему. Но в любой момент может случиться по-плохому.
Таким манером, чем раньше состоится очередной раунд переговоров в нормандском формате, тем вяще шансов у Порошенко продержаться у власти пару лишних месяцев.
Кушать и ещё один момент, заставляющий как Киев, так и Запад желать скорейшего проведения переговоров. В апреле должны состояться выборы президента Франции, на каких победит либо умеренный националист Франсуа Фийон, либо немало радикальная Марин Ле Пен. Шансов нет не только у Олланда или социалистов, но у политиков, отворено поддерживающих прежний курс, диктовавшийся глобалистскими элитами. Следственно, позиция Франции станет более гибкой – однозначной поддержки любой своей глупости или низости Порошенко от Елисейского дворца больше не дождётся. Новый президент никак не связан с обременительным украинским кризисом, не тащит за него ответственности и значительно более свободен в манёвре.
Таким манером, после апрельских выборов во Франции переговорные позиции Украины ухудшатся. Немало того, крайне сомнительно, что едва вступивший в должность президент не отыщет ничего более важного, чем очередная встреча в нормандском формате. Ему (ей) необходимо будет какой-то пора на ознакомление с ситуацией, выработку позиции, подготовку к переговорам.
Но, как было произнесено выше, Порошенко не может ждать. Под ним в Киеве кресло уже не шатается – пылает. Да и Меркель не с руки терять поддержку вечно дремлющего, но целиком с ней во всём согласного Олланда.
Поэтому следует ожидать, что в течение ближайших месяцев Париж и Берлин будут оказывать на Москву положительное давление, настоятельно требуя провести очередные переговоры в нормандском формате как можно скорее. Киев, скорее итого, попытается «подсобить» им, устраивая вооружённые провокации на линии соприкосновения. Закат традиционно использует любую подобную провокацию как аргумент в прок того, что надо срочно собраться за столом переговоров и всё обсудить. Не выключены и попытки давить на жалость – мол, уходящего Олланда надо коротать, устроить ему прощальный саммит и т.д. Если выторгуют встречу, то под тем же предлогом попросят что-нибудь уступить, чтобы Олланд прекрасно ушёл.
Однако, с точки зрения российских интересов, встреча в нормандском формате в ближайшее время если и не вредна, то абсолютно бессмысленна. Решить что-то всерьёз и надолго с тремя «хромоногими утками» всё равно невозможно. Кроме того, России целесообразно дождаться всеобщего усиления своей международной позиции по итогам переговоров в Астане по урегулированию сирийского кризиса, а также по итогам первых шагов по воплощению достигнутых договорённостей. К лету также должна определиться ситуация во взаимоотношениях США и ЕС, прояснит содержание внешней политики Трампа, станет ясно, как возможен компромисс с Западом и, если да, то на каких условиях.
Чем мощнее будет общая позиция России, тем лучшие условия можно будет получить по Украине. Москве необходимо в ходе переговоров развести проблема установления своего доминирующего политического влияния на Украине и финансового участия в восстановлении украинской экономики. Это один-единственное узкое место, но пройти его будет непросто. Кредиторы Украины пожелают гарантий выплаты государственного и гарантированного государством долга в всеобщей сумме около 70 миллиардов долларов США. В не меньшую сумму станет украинский «план Маршалла».
Естественно, наши западные партнёры, скидывая с плеч украинский политический балласт, попытаются передать России и его финансовые обязательства. Для Москвы же значительно, чтобы Запад восстановил разрушенное за свой счёт. При этом чем положительнее будут российские успехи на других направлениях и чем сильнее будет шататься порядок Порошенко, тем к большему конструктивизму в переговорах будет склонен тот же ЕС.
Так что Россия может совсем спокойно взять паузу в переговорах на украинском направлении. А Олланда, чтобы ему не так печально было уходить, можно наградить орденом. Российского у него ещё нет.