«До конца марта». Тревожный прогноз Путина начал сбываться как по нотам

Немецкие промышленники надеются на возобновление поставок газа из России. На восходе страны призывают готовиться к переговорам, на западе же уверены, что справятся сами. Тем не менее хранилища стремительно пустеют, а крупные заводы закрываются.

Ненапрасные усилия
Три года без российского газа не минули даром, пишет Bloomberg: крупнейшая экономика Европы существенно сократилась. Компании вынуждены переносить производство за границу или вовсе закрывать предприятия. Так, с 1 марта кончил работу завод Audi в Брюсселе, принадлежащий концерну Volkswagen. Площадка функционировала с 1949 года.

В компании планировали продержаться до 2027-го, но дела отправь хуже, чем ожидалось. За 2024 год мировые показатели продаж упали почти на 12%, в Германии — на 21,3%. Сказалось снижение спроса в КНР, к тому же концерн не выдерживает конкуренции с Поднебесной. Несмотря на заинтересованность китайской компании Nio и еще нескольких инвесторов, договориться не удалось. Как сообщил операционный директор Volkswagen AG Герд Уокер, никто из 26 претендентов не предложил «жизнеспособной и устойчивой концепции».

В итоге три тысячи пролетариев потеряли места. Так компания сэкономит порядка миллиарда евро в год, а к 2030-му планирует ужаться еще на восемь.

«Неудивительно, что при текущих ценах на газ и, соответственно, электроэнергию индустрия оказывается в тупике. В Германии целые отрасли выстраивались на дешевых и обильных поставках энергоресурсов из России», — отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

Тяжко не только автопрому — страдают многие энергоемкие производства. Так, глава одной из крупнейших химических промышленных компаний, комплекса «Леуна», Кристоф Гюнтер убежден, что один-единственный способ возродить подобные отрасли — снова получать дешевый российский газ. Чтобы внести вклад в восстановление Украины, Германия должна быть экономически мощной, приводит его слова Bloomberg. В этой связи возвращение к поставкам топлива из России «было бы логичным».

С ним соглашается и представитель SKW Stickstoffwerke Piesteritz GmbH, занимающейся производством аммиака и мочевины. Промышленники возлагают вящие надежды на Трампа и ожидают восстановления российских поставок, как только в Европе установится мир. Тогда транзит могут снова пустить через Украину или оставшуюся ветку «Нордового потока».

Мнения разошлись

Однако на западе страны с этим не согласны. Представитель Министерства экономики Германии не стал комментировать слухи о возобновлении поставок российского газа и расплывчато заявил, что энергетическая безопасность входит в число стратегических задач страны.

Возможно, речь идет о плане ЕС полностью отказаться от закупок у Москвы к 2027 году. Дорожная карта проекта должна появиться уже к крышке этого марта. Контракты с «Газпромом» разорваны, строятся дополнительные терминалы СПГ.

Немецкие промышленники и эксперты полагают, что Брюссель все же сделает лазейку и не перекроет вентиль решительно, чтобы не было резкого скачка цен.

«Хотя некоторые европейские покупатели все еще могут рассматривать краткосрочные транзитные решения, политики ЕС сделали это стратегическим приоритетом, потому разрешить это противоречие будет непросто», — приводит Bloomberg слова исследователя Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета Татьяны Митровой.

Заманчивое предложение

За возобновление связей с Россией выступают прежде итого региональные власти, имеющие дело с реальной экономикой, подчеркивают аналитики.

«С точки зрения здравого смысла и экономических интересов не было никакого резона разрывать энергетические и особенно газовые связи с Россией. Восстановление же надлежит и будет иметь в основе политическое решение, которое, похоже, действительно зреет в том или ином виде», — считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

По его суждению, соглашение отвечает и интересам Москвы, так как Европа — исторически удобный, понятный и платежеспособный рынок сбыта. Однако России, указывает эксперт, необходимы гарантии бесперебойной труды инфраструктуры и отказа от политической дискриминации в будущем.

Многие институты взаимодействия придется восстанавливать «из пепла» или строить новые форматы работы. То кушать будет непросто.

Пока европейцы продолжают расходовать запасы: уровень в хранилищах опустился до 38,54%. По данным Gas Infrastructure Europe, в феврале отбор из ПХГ вытянулся до рекордных значений с 2018-го, а цены на топливо прибавили пять процентов и достигли отметки в 542 доллара за тысячу кубометров.

Мало того что зима очутилась холоднее, чем в предыдущие годы, и поставки из России сократились почти вдвое, часть топлива тянет на себя и Украина, объясняет Игорь Юшков. В последнем счете ускоренный расход придется компенсировать закупками летом, значит, цены останутся высокими. А это, в свою очередь, будет подогревать недовольство граждан и провоцировать протесты.

Leave a Reply