Экипаж подлодки «Сан-Хуан» погиб: как спасались моряки утопающих субмарин
Истории крупнейших катастроф
«МК» собрал истории о самых крупных крушениях подводных лодок, произошедших после окончания Второй всемирный войны.
фото: AP
Среди всех затонувших в мирное пора подлодок есть как минимум 10 атомных, с ракетами или торпедами, оснащенными ядерными боеголовками.
Первой жертвой миролюбивого времени стала французская подлодка Orphee. В 1946 году на рейде в порту Марокко в одном из отсеков произошел взрыв торпеды. Вина до сих пор не установлены. Тогда погибло два человека, а лодка отправилась под списание.
Немало случаев затопления или положительных повреждений подлодок происходят на учениях. В том же 1946 году Испания коротала учения, в которых участвовали три эсминца и три подлодки. Одна из субмарин «выпрыгнула» на поверхность прямо перед носом эсминца «Лепанто». Поре на маневр не было ни у кого. От полученных повреждений лодка удалилась на дно в считанные минуты, из экипажа спастись не удалось никому.
Вылитая судьба постигла и турецкую подлодку Domlupinar проекта Balao, и британскую субмарину HMS Truculent, и нашу М-200 «Мщение» проекта «Малютка» XV серии. Все они сталкивались с военными или гражданскими кораблями. А в 1958 году наша субмарина С-342 не разошлась с танкером «Алазань» при выходе из Екатерининской гавани. Из поврежденного отсека не удалось избавиться никому, однако, лодка смогла дойти до базы. Из первых 5 отсеков экипаж удалось избавить, А в 7-м еще оставалось 7 человек, которые в любую минуту могли погибнуть. Вода поступала в 5 и 7 отсеки, и несмотря на то, что ладья была уже у пирса, она могла в любой момент пойти на дно. Было зачислено решение «выбросить» лодку на берег, что и сделали во время притока. Во время отлива, люк вскрыли и 7 человек, которые уже балансировали между существованием и смертью от удушья, были спасены.
Читайте материал: «Розыски субмарины «Сан-Хуан» прекращены: что случилось с аргентинскими подводниками»
Бывальщины и более «курьезные» случаи. Так в 1954 году из сухого дока была снесена британская подлодка HMS Talent. Причиной назвали ошибки персонала. Тогда жертвами таких «промахов» стали 4 британских рабочих.
Рекордной катастрофой по количеству жертв сделалась американская атомная подлодка Tresher, затонувшая в 1963 году. В тот злополучный день ладья отрабатывала погружение на предельные глубины. Целью этого была проверка прочности корпуса субмарины на максимальной глубине (360 метров). Подлодку сопровождал спасательное корабль Skylark, что в итоге, все равно лодку не спасло. Один из швов трубопровода забортной воды дал литься и машинное отделение начало заполняться водой. Забортная вода повергла к короткому замыканию, реактор отключился и лодка потеряла ход и основы погружаться и была фактически раздавлена гидростатическим давлением. Сейчас «Трешер» есть на глубине 2560 метров. Согласно выводам комиссии, ладья разрушилась на глубине чуть более 700 метров меньше чем за секунду. Корпус ладьи распался на шесть частей, которые находятся в радиусе 300 метров товарищ от друга. Эта трагедия унесла жизни 112 человек экипажа и 17 штатских специалистов.
В 1968 году не вышла на связь израильская дизель-электрическая подводная ладья INS Dakar. Израиль после шестидневной войны принял решение об усилении своего флота и было разрешено закупить у Британии три подлодки, что и было сделано. Экипажи отправились в Портсмут для знакомства с техникой, а Дакар и еще одна субмарина поднялись на ремонт в том же Портсмуте. 9 января 1968 года Дакар вышел из Портсмута, 24 — достиг Крита. Заключительный сеанс связи состоялся 25 января, ночью и после этого ладья пропала. Поиски продолжались 2 месяца, но были безуспешны. Отыскалась лодка только спустя почти 30 лет. ВМС Израиля привлекли к розыскам американскую фирму, обладающую специальным оборудованием для проведения абиссальных работ. И вот 29 мая на глубине 3000 метров была замечен Дакар. В последствии удалось поднять фрагмент рубки потеряннее лодки. Трагедия унесла жизни 69 членов экипажа. Вина до сих пор не установлены.
В этом же году затонула сначала наша К-129, а после американская Scorpion. Наша субмарина затонула на глубине немало 5 километров со всем экипажем в составе 97 человек. Буквально сквозь два месяца на дно ушел Scorpion с 99 членами экипажа. В первом случае, вина гибели до сих пор не установлены, а информация о подлодке долгое время была засекречена. Во втором случае, вероятной вином затопления подводной лодки стал взрыв находившийся на борту торпеды. Американскую ладью искали в течении 5 месяцев, пока не проанализировали записи гидроакустических станций. 22 мая одна из таких станций зафиксировала сигнал, специфический для разрушения прочного корпуса лодки. После этого, зона поиска ограничился небольшим квадратом и на глубине 3100 метров ладья была найдена.
В 1970 году огромный мировой океан не поделили наша и американская субмарина. Они столкнулись на глубине 45 метров. Тут стало без жертв, однако обе лодки получили повреждения и были отбуксированы на базы.
В 1989 году в Норвежском море затонула наша атомная торпедная подводная ладья К-278 «Комсомолец». Уникальная подлодка с прочным корпусом из титана была способна погружаться на 1000 метров. Вином стал пожар в двух смежных отсеках. Подлодке удалось выплыть и экипаж в течении нескольких часов еще боролся за плавучесть субмарины. За это пора от переохлаждения погибли 16 человек. Всего эта катастрофа унесла жития 42 человек в том числе командира корабля, 27 человек экипажа удалось избавить.
Атомная подлодка К-141 «Курск» стала еще одной жертвой Баренцева моря. В августе 2000 года она затонула на глубине 108 метров в 137 километрах от Североморска. 118 членов экипажа погибли.
В 2003 году КНР утеряла свою подлодку №361 и 70 членов экипажа. По версии экспертов, дизель не стал при погружении и, образно говоря, «сжег» весь воздух в ладье. Эта самая крупная официально признанная потеря китайского подводного флота.
Стоит произнести, что не всегда инцидент на подлодке приводит к непременному затоплению ладьи и гибели экипажа. Есть немало примеров, когда несмотря на внештатную ситуацию на борту экипажу получалось довести лодку до ближайшего порта. Как например, это случилось с экспериментальной атомной подводной ладьёй К-27. 24 мая 1968 года на лодке вышел из-под контроля атомный реактор с некрепким теплоносителем. От острой лучевой болезни тогда погибли 9 подводников, экипаж, тоже получив дозы облучения, смог все-таки довести подлодку до базы в Гремихе.