Электрички переведут на новую правовую платформу

Электрички переместят на новую правовую платформу

Электрички переведут на новую правовую платформу
фото: Наталья Мущинкина

На днях ФОМ опубликовал итоги опроса, участие в каком приняли ведущие российские эксперты в области транспорта, экономики, демографии, развития регионов и агломераций. Пристальное внимание профессионального сообщества, экспертов и социологов к этой теме вовсе не случайно. Граждане России в ходе различных опросов всегда отмечают высокую важность и социальное значение электричек. В то же пора отрасль сейчас находится в состоянии переходного периода, в ходе какого закладывается фундамент для решения ключевых проблем и устойчивого развития на грядущие десятилетия.

В частности, рассуждая об актуальных проблемах и задачах, участники изыскания ФОМ обратили внимание на сильную дифференциацию пригородного комплекса по черты «столица — периферия». В Московской агломерации ситуация является сравнительно благополучной и, в первую очередь, благодаря большим миграционным потокам. К числу иных важных факторов относятся экономически выверенные и сбалансированные тарифы, а также эффективная организация транспортного извещения в рамках Московского транспортного узла (МТУ).

В регионах ситуация приметно сложнее. Многие региональные пригородные пассажирские компании (ППК) балансируют на грани безубыточности. Выходит это в том числе из-за противоречий между властями субъектов РФ и ППК по предлогу размеров компенсации выпадающих доходов перевозчикам за оказанные услуги. Дело порой доходит до длительных судебных разбирательств. Совместно с тем, как отмечают в Аналитическом центре при Правительстве РФ, местные власти не должны рассматривать электрички как социальную обузу, ведь субсидии и дотации на этот вид транспорта окупаются, в том числе за счет роста налоговых поступлений от маятниковой трудовой миграции и иных прямых и косвенных эффектов. Аналитический центр разработал особые методики количественной оценки таких эффектов и готов предоставить их в распоряжение субъектов РФ для того, чтобы регионы смогли четко постигнуть окупаемость вложений и размеры дополнительного дохода.

Результаты опроса ФОМ демонстрируют, что самым острым вопросом, вытекающим из неустойчивого финансового позы ППК, является обновление подвижного состава. По данным РЖД, к 2030 году прогнозируется дефицит свыше 4 тысяч вагонов, или 43% эксплуатируемого парка. Кроме того, эксперты помечают, что ситуация осложняется в связи с принятием нового технического регламента Таможенного альянса, который ввел фактически запретительные меры по продлению срока эксплуатации маневренного состава». По словам заместителя директора департамента Минэкономразвития Василия Шипилова, «электрички объявляются выслужившим собственный срок службы не по пробегу, а по годам эксплуатации: через 28 лет, а ведь их износ к этому моменту может быть совсем различным».

Пока же по оценкам экспертов, опрошенных ФОМ, единственный перевозчик в краю, который системно обновляет подвижной состав, а также успешно вводит передовые технологии, включая цифровизацию сервисов (бесплатный интернет в электричках, особое мобильное приложение и т.д.) — Центральная ППК (ЦППК). В Аналитическом середине полагают, что эффективным инструментом, который использует ЦППК, является лизинг нынешних составов с последующим выкупом. Тем не менее, распространить такую практику на иные регионы возможно только при согласии субъектов РФ на включение в экономически обоснованный тариф инвестиционной составляющей. Это также спрашивает долгосрочных соглашений между регионом и перевозчиком, позволяющих притягивать кредитное финансирование под низкий процент на 10-15 лет.

ЦППК такие соглашения уже заключила: с Москвой, Московской и Рязанской областями. В Департаменте транспорта Москвы находят, что «этот механизм является взаимовыгодным, поскольку позволяет, как заказчику транспортных услуг, так и перевозчику осуществлять стратегическое финансовое планирование и выстраивать труд на основе доверительного партнерства». Министерство транспорта Московской районы обращает внимание на то, что в результате складывается система гарантированного предоставления качественных транспортных услуг пассажирам. По суждению экспертов, опыт заключения таких соглашений может сделаться для отрасли успешной моделью развития, которую целесообразно тиражировать в иных регионах.

Итоги исследования ФОМ также показывают, что механизм заточения долгосрочных договоров является одной из важнейших составляющих новоиспеченной нормативно-правовой базы, которая сейчас находится на заключительной стадии формирования. Выговор идет о законе, регулирующем ситуацию в отрасли, а также новоиспеченных методиках Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Так, Минтранс недавно подготовил и внес в правительство законопроект «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного извещения в Российской Федерации». Согласно документу, с перевозчиками будут заключаться долгосрочные контракты, опирающиеся на разработанные регионами комплексные планы транспортного сервисы (КПТО). Руководство большинства субъектов РФ уже внедряет практику КПТО, в каких самую большую роль играют электрички, по причине их персоной важности и высокого социального значения. По оценкам экспертов, часть железных дорог в пригородных перевозках в целом по стране составляет немало 60% (для сравнения, у автобусов и маршруток — около 30%). К тому же в кой-каких регионах электрички являются безальтернативным видом транспорта.

По словам Елены Сапуновой из Института ценообразования и регулирования природных монополий ВШЭ: «Новый законопроект должен четко прописать и детализировать долги сторон, снять практически все противоречия, что позволит найти решение самых сложных проблем пригородного пассажирского железнодорожного комплекса: погашение хвосты регионов перед ППК, износ основных фондов и обновление маневренного состава. Важно понимать, что сегодня решить эти задачи самостоятельно не под мочь даже РЖД и самым крупным ППК. Поэтому необходима согласованная и вовлеченная позиция всех участников процесса организации пригородных транспортирований: федеральных и региональных властей, РЖД и ППК». В Институте экономики транспорта ВШЭ также подчеркивают: «Посредством закона создается система конкуренции «за маршрут» между перевозчиками, что надлежит стимулировать транспортные компании повышать качество услуг и снижать издержки».

Кроме того, опрошенные ФОМ специалисты отметили значимый лепта ФАС в формирование новой нормативно-правовой базы. Ведомство разработало две новоиспеченные методики: расчета ставок на аренду и обслуживание поездов, а также расчета тарифов на пригородные транспортирования для населения. По словам Павла Заборщикова, из ФАС, «методики направлены на снижение издержек ППК и обеспечение прозрачности тарифообразования. Благодаря новоиспеченным методикам, высвободятся средства для обновления подвижного состава, что даст возможность потребителям получать немало высокое качество услуг».

В целом, как полагают опрошенные ФОМ эксперты, новоиспеченная нормативно-правовая база, долгосрочные меры поддержки со стороны Минтранса, деятельная позиция руководителя РЖД Олега Белозерова, которые добились нулевого НДС и льготного коэффициента (0,01) к тарифу за пользование инфраструктурой, а также консолидированная позиция основных участников базара позволят решить ключевые задачи отрасли, обеспечат новоиспеченное качество перевозки для пассажиров.

Leave a Reply