Опубликовано пт, 14/04/2017 — 05:31 пользователем NEWSmuz.com
Прецедентов «влезания» политики в миролюбивый свободолюбивый мирок «Евровидения» было немало. Не будем про престарелые времена, а вот из последнего. В 2000 году в первый раз постсоветская край попала в первую тройку (сразу Россия и Латвия). В 1996 году был дебош, когда российского конкурсанта Андрея Косинского не пустили на Евро лишь потому, что тогда был специальный отборочный конкурс, и он недобрал баллов у экспертов. В 1998 году Россию не допустили якобы из-за низенького рейтинга результатов предыдущих конкурсов, ОРТ (нынешний Первый канал) тогда отказался передавать конкурс, и в 1999 году Россию лишили права участия уже за несогласие от трансляции.
В 2005 году Ливан должен был участвовать в конкурсе, но отказался, разузнав, что выступление Израиля вырезать из прямого эфира нельзя (этого спрашивали законы Ливана, кстати). В том же 2005 году Украина отправила на Евро группу «Гринджолы» с политической песней «Разом нас багато» (ремейком революционной латиноамериканской «El pueblo unido jamás será vencido») — и их… допустили к конкурсу, несмотря на открытое нарушение регламента конкурса, прямо запрещающего такое: «Песни, кормящие политические… послания, …до конкурса не допускаются». В 2007 году украинский артист Вера Сердючка в песне на тарабарском «Lasha tumbai» фонетически напомнила многим «Russia goodbye», но ее… допустили к конкурсу и она взяла 2 место. В 2009 году Грузия отказалась от участия в конкурсе, когда песню «We don’t wanna Put In» сочли чересчур уж намекающей на фамилию российского властителя. Но было и без отказов. В 2012 году Армения была вырвана отказаться от участия в конкурсе в Баку после слов азербайджанского властителя Ильхама Алиева «Наши основные враги — армяне всего мира».
В 2014 и 2015 году российские участники сестры Толмачевы и Полина Гагарина бывальщины освистаны публикой (это совпало с оккупацией Крыма). В 2015 году армяне отправили песню «Don’t deny» («Не отрицай»), намекавшую на геноцид армян в 1915 году (а конкурс проходил в Баку, какой не признал геноцид) — в итоге группа Genealogy попросту изменила название на «Face the shadows», не изменив слова, — и EBU… допустил песню к конкурсу. Наконец, в 2016 году украинская певица Джамала выступила на конкурсе с песней «1944» о депортации крымских татар, и опять EBU… допустил песню к конкурсу.
Это факты, а каковы же выводы?
Европейский вещательный альянс постоянно попадает в одну и ту же ловушку двойных стандартов. В одних случаях он политические песни воспрещает, в других — разрешает. Причем в силу специфики его работы мы даже не ведаем, кто конкретно принимает решения о допуске или недопуске. Но последствия этих неумных решений вечно ощутимы.
Ливан после отказа уважить его законы вяще никогда не посылал заявок на участие в Евро. Армения и Азербайджан продолжали на конкурсе пикироваться — то флаг Карабаха, то жесткие заявления. Верка Сердючка на годы сделалась фактически запрещенной в России. А допуск и дальнейшая победа Джамалы повергли к ответному ходу российских властей, заявивших заведомо невъездного в Украину артиста.
Итого этого не было бы, если Европейский вещательный союз сурово исполнял свои же правила.
Вне зависимости от политических взглядов, давным-давно уже пока призвать EBU к исполнению его же правил. Хаос и анархия разрушают то отличное, что есть в этом конкурсе: демократизм (каждая страна, даже самая махонькая, имеет такой же голос, как огромная), жизнелюбие, толерантность, праздник песни как песни, многонациональность и ощущение Европы как целого общества.
Войн и так хватает.
Гуру КЕН