Фестиваль Башмета в Сочи открылся сюрпризами

Опубликовано вс, 19/02/2017 — 04:26 пользователем NEWSmuz.com

Гала-концертом официально отворился юбилейный X Зимний международный фестиваль искусств в Сочи под руководством Юрия Башмета.

Почти целиком он очутился посвящен музыке Моцарта. Удивить тут невероятно сложно, но команда Башмета попыталась. Ставка сделана на негусто исполняющееся произведение юного гения — когда Моцарт написал концертную симфонию для гобоя, кларнета, фагота и валторны ми бемоль мажор, ему было 22 года, и он приехал в Париж с чаянием получить заказы от французских толстосумов. Однако рукопись даже не была переписана (это позабыли сделать), сам Моцарт ею больше не интересовался, рукопись потерялась. И лишь в XIX столетье была обнаружена ее копия, но до сих пор звучит эта симфония очень негусто.

Специально для исполнения симфонии для концертирующих духовых из разных краёв созвали едва ли не лучших мастеров своего дела. Француз Филипп Тондр — первоначальный гобой одного из лучших оркестров Европы Gewandhaus Leipzig, японка Риэ Кояма — победительница конкурса ARD и солистка-фаготистка Немецкой камерной филармонии, испанец Хосе Висенте Кастелло — профессор класса валторны Каталонской высшей школы музыки и солист оркестров Концертгебау и Люцернского фестивального. Словом, «самые сливки», — как выразился на пресс-конференции Валентин Урюпин, сам отличный кларнетист и часть этой великолепной четверки.

Фестиваль Башмета в Сочи открылся сюрпризами

Филипп Тондр, Риэ Кояма, Хосе Висенте Кастелло и Валентин Урюпин

Собственно, нетрудно догадаться о винах малой популярности именно этой симфонии Моцарта. Оркестровая доля написана довольно шаблонно (для Моцарта), любопытные идеи являются лишь к финалу произведения. А вот квартет духовых, напротив, прописан с такими заявками к виртуозности всех четверых солистов и абсолютной синхронности пассажей, — что не любой оркестр может себе позволить, дабы не опозориться. Особенно сложны синхроны для фагота и валторны, по дефиниции инструментов более валких, чем шустрые кларнет и гобой.

Приглашенный квартет духовых искусников справился. Ни единой ошибки. Фагот Риэ Коямы умело поспевал за всеми порхающими тремоло кларнета Валентина Урюпина, ни разу не сбившись с предложенного темпоритма. Урюпин порою словно зависал в независимом падении, как ласточка в небе — невероятной красоты звук — и твердо вслед пикировал, при поддержке не менее эмоционального французского гобоиста Филиппа Тондра. Валторна Кастелло умудрялась при бешеной скорости звукоизвлечения не дать ни одного нечистого обертона. Невероятно, что эти музыканты впервые в жизни встретились лишь перед концертом на репетиции!

Фестиваль Башмета в Сочи открылся сюрпризами

Массимо Кварта

Большим событием фестиваля сделался очередной приезд виртуоза скрипки Массимо Кварта. И собственно с Паганини, по части которого он признан одним из лучших исполнителей Европы. В этот раз Массимо сыграл интродукцию и вариации Паганини на тему арии из оперы Россини «Танкред». Сочинение I Palpiti вобрало в себя все лучшее, что изобрел Паганини в вселенной скрипичного музицирования, от флажолетов до ударных штрихов, вся палитра зачислений. Но и от роскошества мелодики Россини отказываться Паганини отнюдь не желал. Массимо Кварта показал глянцевитую, на грани фантастики, виртуозную технику — и при этом не забыл о мотивы. Аплодисменты гремели минут пять…

Фестиваль Башмета в Сочи открылся сюрпризами

Олли Мустонен

Еще одним именитым гостем сделался финский пианист Олли Мустонен, не раз приезжавший на фестивали Башмета. В этот раз — для исполнения 21-го концерта Моцарта до мажор. Человек-фейерверк, Олли сходу взял рослый темп, и череда виртуозных мощных пассажей в его исполнении не раз напоминала о нашем Мацуеве. Вероятно, стоило бы играть Моцарта повоздушнее, но такова авторская трактовка Мустонена. Технического супружества не замечено, а значит, музыкант прав.

Фестиваль Башмета в Сочи открылся сюрпризами

Юрий Башмет

Сам Юрий Башмет солировал в Адажио си минор Брамса. Это был совершенно грустный Адажио, почти скорбно-похоронный. Альт маэстро стонал и ныл, словно летально раненый зверь. Стоит отметить, что ранее это же Адажио у искусника звучало куда более жизнелюбивее.

Фестиваль Башмета в Сочи открылся сюрпризами

Александра Зверева

Сюрпризом сделалось появление протеже Юрия Абрамовича — юной флейтистки Александры Зверевой. Несколько лет назад он приметил ее в Екатеринбурге на отборах в Юношеский оркестр и зачислил ее, затем сосватал на тренинг к мастеру флейты сэру Джеймсу Гэлвею, и вот — почетный выход на гала-концерте открытия.

Собственно, завязался и завершился гала-концерт сольными выступлениями камерного ансамбля «Солисты Москвы», отлично проведшему весь вечер на сцене Зимнего театра. Начали с моцартовской увертюры к «Свадьбе Фигаро», завершили хрестоматийной 40-й симфонией того же Моцарта. Все звучало столь отменно, что хоть хватай, записывай и выпускай как альбом. Ни сучка, ни задоринки. Завидное качество.

Фестиваль Башмета в Сочи открылся сюрпризами

А спереди — целый фестиваль. Зимний фестиваль искусств в Сочи.

Вадим ПОНОМАРЕВ

Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА

Фестиваль Башмета в Сочи открылся сюрпризами

Мэр Сочи Анатолий Пахомов и Юрий Башмет обнаруживают фестиваль

Фестиваль Башмета в Сочи открылся сюрпризами

Александра Зверева и Юрий Башмет

Leave a Reply