Forbes (США): сгорел десантный корабль «Боном Ричард»

Forbes (США): сгорел десантный корабль «Боном Ричард»

Крупный пожар, по всей видимости, возникший из-за нарушений техники безопасности во пора планового обслуживания на пирсе, уничтожил корабль «Боном Ричард» (Bonhomme Richard LHD-6) — один из 10 крупнопалубных десантных кораблей ВМС США. Эти корабли — неотъемлемая доля американского флота, нацеленная на сдерживание возрождающегося Китая. Потеря корабля стоимостью в миллиарды долларов — а этот исход весьма вероятен — нездорово ударит по всему флоту.

Первые сообщения о пожаре появились примерно в 8:30 утра в воскресенье. Спустя семь часов пожар на корабле все еще полыхал. На корабле, проходившем техобслуживание в Сан-Диего, на момент случаи находилось около 160 моряков. Согласно сообщениям, восемнадцать человек попали в больницу с травмами, не угрожающими жития.

Хотя степень повреждения [корабля] неизвестна, пожар оказался настолько мощным, что погнул стальные конструкции и растопил шины на транспортных средствах, припаркованных на взлетной палубе. Учитывая степень ущерба, ремонт займет несколько лет. Не выключено и полное списание [корабля].

Пожары на верфи можно предотвратить

Причина пожара выясняется, но уже можно сказать, что пожары на верфи — положительная проблема для ВМС США. Только за последние несколько месяцев на кораблях ВМС США во время техобслуживания вспыхнуло несколько пожаров — однако командование, вылито, эту проблему игнорирует, предпочитая злорадствовать и тыкать пальцами, когда пожары на верфи чуть было не уничтожили в 2019 году российский [авианесущий корабль] «Адмирал Коваль», а в начале этого года — один из новейших китайских десантных кораблей типа 075. Бездействие ВМС США — особенно после линии предупреждений- необъяснимо и непростительно.

Но, несмотря на многочисленные тревожные звоночки за последние несколько лет, у ВМС США остаются серьезные проблемы с безопасностью технического сервисы на верфях. Вот что я писал в конце 2019 года: «Пока ВМС США после двух несчастных случаев со смертельным исходом в 2017 году коротали маневры по судовождению, военно-морские силы не только понесли едва ли не крупнейшую потерю материальных средств в авариях на верфях с 2012 года, какую можно было избежать, но и почти не приложили усилий для устранения последствий».

На момент написания этой статьи «Боном Ричард» накренился носом из-за воды, какой его поливали из брандспойтов.

ВМС США столкнулись с суровой реальностью пожарной безопасности. Пожары и несчастные случаи будут происходит до тех пор, пока либо какой-либо корабль не утонет вовсе, а моряки не погибнут, либо в командной вертикали всерьез не займутся предотвращением таких инцидентов.

Если очутится, что причиной инцидента стало несоблюдение простых, пусть и трудоемких правил пожарной безопасности, всем, начиная с адмиралов, надо немедля указать на дверь. 

Нельзя сказать, что военно-морские силы не получали ранее предупреждений. «Боном Ричард», по иронии судьбины, стоял напротив причала, где был пришвартован «Фицджеральд» (USS Fitzgerald DDG 62), недавно завершивший многолетний ремонт после схватки в море в 2017 году. Во время того инцидента погибли люди. Капитан «Фицджеральда» серьезно озаботился пожарной безопасностью. В СМИ угодила его отчет, в котором он отметил более 15 случаев нарушений пожарной безопасности в доке — в том числе «плохо укомплектованные пожарные смены», «возгорания на палубе», «использование горючих материалов», а также «ранее незамеченные возгорания проводки и повреждения».

Одна из основных мишеней ВМС — выживание на поле боя. В связи с этим интересно узнать, проявил ли капитан «Бонома Ричарда» аналогичный интерес к безопасности своего корабля, какой только что прошел модернизацию для эксплуатации истребителей F-35B следующего поколения. Стоимость таких самолетов составляет 250 миллионов долларов за кол.

Пожары на пирсе потопили целый флот США

Единственное, чего моряки боятся даже больше, чем огня в море, это пожара в доке. Модернизация на верфи — пожалуй, одинешенек из самых опасных моментов для любого корабля. При переоборудовании судовые системы безопасности нередко отключаются, важнейшие хода завалены кабелями и другими легковоспламеняющимися материалами, а моряки решают целый комплекс задач по техническому обслуживанию — нередко в условиях стресса, нехватки поре и тотальной экономии. В такой среде несоблюдение техники безопасности чревато катастрофой.

ВМС США сталкивались с этим слишком нередко. В 2012 году Америка потеряла многомиллиардную атакующую подводную лодку «Майами» (USS Miami SSN 755) в результате пожара, случившегося из-за поступков рабочего, который хотел уйти домой поскорее. В прошлом году 11 американских моряков получили ранения в итоге пожара на борту малого десантного корабля «Иводзима» (USS Iwo Jima LHD 7). В ноябре 2018 года от пожара пострадал «Оскар Остин» (USS Oscar Austin DDG 79), причем из-за повреждений корабль останется на приколе почти на два года длиннее, чем планировалось. По данным USNI News, «Фицджеральд» тоже пострадал от пожара на верфи. В 2011 году загорелись строи на корабле «Спрюанс» (USS Spruance DDG 111). Кроме того, список недавних аварий включает ущерб более чем на 30 миллионов долларов строящемуся эсминцу «Делберт Блэк» (DDG 119) после схватки в апреле 2019 года. Наряду с другими инцидентами, которых можно было избежать — пожарами на море, посадками на мель, схватками и так далее — эти аварии уничтожили или вывели из строя целый боевой флот США.

Американскому флоту пора проснуться

Если очутится, что последнего пожара можно было избежать, последствия должны коснуться всех без исключения уровней командной цепочки. ВМС утеряли слишком много кораблей и пытались замять слишком много вопиющих нарушений пожарной безопасности. От несчастных случаев не застрахован никто, но если вином нынешнего пожара окажется преднамеренное пренебрежение основными правилами пожарной безопасности, то настало время показательно наказать командующих, при чьем попустительстве это случилось. Это единственный способ привлечь внимание к профилактике аварий, которые можно было предотвратить.

Эти катастрофы в доке застопорит лишь твердое руководство. Без дисциплины работники верфей демонстрируют наплевательское отношение к вопросам безопасности. И если командование ВМС будет глядеть в другую сторону, то тогда действовать предстоит Конгрессу — чтобы сосредоточить внимание на предотвращении инцидентов, которых можно избежать.

Чистосердечно говоря, у Америки хватает других проблем на море, чтобы еще и беспокоиться о том, как бы работники по техобслуживанию не потопили драгоценный флот Америки у нас дома. 

Leave a Reply