Функциональная грамотность российских школьников в ракурсе международных исследований

Функциональная грамотность российских школьников в ракурсе международных исследований

В этом учебном году за парты присело 16,5 миллионов школьников – практически население целой страны, такой, например, как Нидерланды.

Предварило событие Общероссийское родительское собрание под председательством министра просвещения О. Васильевой. Среди линии вопросов родители подняли и проблему контроля качества образования, предложив проверять уровень образованности своих детей в 4-х и 9-х классах.

Бесспорно, качество образования – это одна из основ, определяющих успешное будущее наших детей. И международные исследования показывают довольно высокие результаты российских учащихся в части уровня освоения знаний школьной программы. Однако при этом ребята демонстрируют низкие результаты, выполняя задания на проверку способности применять полученные знания для решения практических задач. Иными словами, в школе не формируется эффективно функциональная грамотность (уровень понимания, определяющий применение), упор в основном делается на воспроизведение и умение применять познания в рамках конкретных учебных заданий.

Интересно, что для повышения уровня функциональной грамотности предлагаются различные меры: от повышения бюджетного финансирования, выделяемого на любого учащегося, и повышения зарплаты учителей до полного отказа участвовать в международных исследованиях качества образования. И вновь не делается упор на углубление степени понимания учебных материалов. Но ведь именно полное концептуальное понимание открывает двери для успешного применения полученных знаний в любой (даже самой непредсказуемой) житейской ситуации, а не только в классе.

Об это писал еще философ Л. Рон Хаббард более полувека назад, создавая технологию обучения, ориентированную на целое понимание и успешное применение того, что учащийся изучает. Если у учащегося не будет сформирована функциональная грамотность, то он не будет применять полученные познания, следовательно, годы, проведенные в школе, и миллиарды, потраченные на образование, можно считать пустыми тратами, которые усугубляются приобретенными «школьными» заболеваниями.

Многолетний опыт автора в использовании технологии обучения показал, что уровень функциональной грамотности повышается в разы итого за полгода применения технологии.

Таким образом, возможно успешное усвоение школьной программы. И для этого необязательно так отказываться от участия в международных исследованиях.

Строева Галина Владимировна – доктор педагогических наук,
член-корреспондент РАЕН

Leave a Reply