Футбол как супермаркет: про «Спартак» и «Зенит», «Монако» и «Рей Сен-Жермен»
«Давайте вырастем из коротких штанишек потребительства, отведаем что-то сделать сами»
фото: Алексей Лебедев
Питерский «Зенит» за летнее трансферное окно истратил свыше 80 миллионов евро на свою селекцию. Это немало. И это стоимость левой ноги Мбаппе, но дешевле одной ноги Неймара.
Кушать в Европе клуб, который купил обоих. Там в обоих случаях покупки не было, но и питерцам игроки сборной России даром достались и в наших расчётах отсутствуют. Разговор не о хитрых финансовых схемах, а о порожних щах и мелком жемчуге. И то, что кажется в России дорогим, часто даже не попадает в новостные ленты в Европе. С точки зрения затрат, зарплат и бюджетов такие суммы глядятся просто провинциальными комплексами.
В моём понимании, это не селекция, а ландшафтный дизайн, каким даже не хозяин занимается, а его жена со всеми своими понятиями о прекрасном. И закапываются на сезон горшки с цветами, а потом выкапываются и закапываются новоиспеченные.
А вот селекция – это наука о методах создания нового и улучшении существующего. Кузяев – это селекция, потому что это иное качество средней линии команды и новый шаг в карьере игрока.
А молодые аргентинцы – пока малопонятно, потому что они вполне могут вырасти в супермастеров, но могут и не вытянуться. Это просто хороший материал для работы.
У российского фильма «Мишень» был слоган «Бог не супермаркет». Невозможно обратиться к Небесам и получить что-то желаемое.
Так вот футбол это тоже не супермаркет, особенно если он вяще, чем жизнь. И отношение к вдумчивому и трудоёмкому процессу селекции невозможно измерять истраченными суммами. Иначе у нас пять последних лет собственно «Пари Сен-Жермен» выигрывал бы Лигу чемпионов, а этого не случилось ни разу, даже до финала он так ни разу и не добрался. А заключительнее национальное первенство выиграл ФК «Монако», который и занимался селекцией.
Он хватал хороших и талантливых игроков, которых этим летом реализовал в несколько раз дороже. И взял новых.
Эта скучная и незаметная труд куда меньше понятна широкому кругу болельщиков и экспертов. Потому и мечутся они по полкам товаров, расставленных маркетологами, используя сейчас и самые современные методы, включая интернет.
Вам могло показаться, что я пытаюсь критиковать самых состоятельных, но ведь это относится ко всем без исключения.
Разница лишь в лавках по карману: кому-то – «Глобус», кому-то – придомовая торговля, кому-то – комиссионный лавка топ-марок. Но суть остаётся одна и та же – яркая и раскрученная этикетка. Попросту в футболе они выглядят чуть иначе. «Быстрый техничный краёк», «опорник-разрушитель», «страйкер» и так дальше.
А всё вместе это превращается в какую-то виртуальную стратегию, которая решительно теряет связь с нашей жизнью.
В прошлом сезоне немало раз можно было услышать про внутрикомандную химию Массимо Карреры. Ведаете, я уверен, что это потрясающе точное определение его работы. Химия, как никакая иная дисциплина, очень для многих воспринимается абсолютно непостижимым знанием.
В иных науках есть непонятные разделы: в физике – квантовые состояния, в математике – тензоры, в биологии – генетика и так дальше. Химия большинству непонятна вся целиком.
Называя так работу тренера «Спартака», большинство расписывалось в своём целом непонимании процесса, которым управлял Массимо. Как из тех же самых футболистов, что несколько сезонов возбуждали уныние у болельщиков, он смог сколотить самый боеспособный коллектив, какой вдруг набрал ход осенью и катком прошёл весной по всем соперникам?
Подобный же химией объясняют селекционную работу Гинера в ЦСКА, у какого так или иначе играет практически любой, кто попадает в команду. Кроме того, остаётся загадкой, как при сравнительно скромных зарплатах ему получается удерживать лидеров и сохранять их мотивацию, и как при этом у него собственный питомец забивает в групповом этапе Лиги Чемпионов самый молодой победный гол края.
Если вы оглянетесь по сторонам, то вы найдёте много такой химии и в иных командах. Трудно понять старт в чемпионате нынешнего обескровленного «Ростова», совсем непонятно, как у Гаджиева Джикия вырос из полулюбителя в игрока сборной, за счёт чего Миранчуки у Сёмина вдруг ведут войну с многомиллионными аргентинцами Манчини…
А ведь всё это и есть селекция. Отыскать лучшие качества игрока и поместить их в живительную почву подходящей любому из них игры.
Я далёк от мысли призывать играть исключительно собственными питомцами, но я намного лучше понимаю приход Роши, чем приглашение Луана. Я не ведаю, как сложится красно-белая судьба бразильца, но его рывки и дриблинг куда немало подходят манере нынешнего «Спартака», чем неторопливое изящество его бывшего одноклубника. И нет никакой попечения в том, что этот трансфер произошёл в большей части случайным манером. Многие результаты селекции тоже не были запланированы, но они бывальщины вовремя замечены и выпестованы, чтобы дать результат.
Так что, возвращаясь к «Зениту», я соглашусь, что он прочертил хорошую селекционную работу. Но не потому что истратил 80 миллионов – это лишь начин, а потому что у него теперь появился отличный материал, во взращивании какого эта работа и заключается. И этого материала у Манчини много, так что итог может быть очень разносторонний.
Но не стоит на этом поле отметать такую же работу на более скромных делянках иных команд. И она не ограничивается только работой с новичками, точно так же надо укреплять хорошие качества, проявившиеся на прежних этапах. Если Фернандо сделался открытием чемпионата год назад, а в этом его старт можно наименовать провалом, значит работа по его селекции не была завершена.
И погнавшись за новоиспеченными саженцами, можно вернуться на полностью засохший огород. Бюджет «Марибора» почти равновелик стоимости того же Фернандо, помогло ли это «Спартаку»?
В своём эссе «Мир как супермаркет» Мишель Уэльбек строчит о рекламе: «Начисто отрицая понятие вечности, определяя самое себя как процесс непрестанного обновления, она влечётся к подавлению субъекта, к превращению его в послушную марионетку будущего. И это формальное, неглубокое участие в жизни окружающего мира призвано заменить в человеке жажду бытия». То же самое выходит и с футболом, который многие провозглашают чем-то над жизнью. Мы предаём Игру, увлекаясь нескончаемым процессом покупок и продаж.
Мы все, от болельщиков до футболистов и клубов.
Стоит ли изумляться, когда писать об этом процессе журналисты начинают достоверно так же, как это делают маркетологи в любой другой отрасли? Любой дебош на благо популярности.
Мы похожи на детей, которые валяются на полу в многоэтажном торговом середине от желания иметь всё и непонимания, чего именно они хотят. А как-то детям было достаточно одного конструктора, чтобы каждодневно строить что-то новое.
И не реже у них не было даже конструктора, а довольно было каких-то подшипников и дощечек, чтобы устроить себе увлекательную существование. И, глядя на их зарёванные лица в магазинах, мне жаль, что теперь так неталантливо проходит их детство.
Давайте же вырастем из коротких штанишек потребительства и отведаем что-то сделать сами, своими руками. Из того, что у нас кушать.