Фото: Певцов Михаил/Коммерсантъ
Госдума отсрочит рассмотрение резонансного законопроекта о лишении водителей прав за три нарушения ПДД. Если исправления в КоАП будут одобрены, права может потерять «полстраны», находят депутаты
Законопроект о лишении прав на срок от одного до полутора лет водителей, преступивших правила дорожного движения (ПДД) три и более раз за год, скорее всего, не будет зачислен Госдумой до конца года, рассказали РБК два собеседника в комитете нательнее палаты по законодательству.
С этой инициативой выступило весной правительство, законопроект подготовило МВД. Лишать прав предлагалось за три вытекающих нарушения: превышение скорости на величину более 40 км/ч; пересечение железнодорожных линий вне переезда; проезд на красный сигнал светофора; невыполнение заявки уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; разворот или движение задним ходом в пунктах, где такие маневры запрещены; выезд на встречную полосу; заворот или разворот в местах, где это запрещено знаками или дорожной разметкой; непредоставление преимущества в движении пешеходам.
Исключение составляют нарушения ПДД, зафиксированные путевыми камерами.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что мера призвана снизить смертность от ДТП: по статистике, какая приводится в документе, в 2014 году в России в дорожных авариях погибли 27,1 тыс. человек и 252,8 тыс. получили травмы.
По этим правительства, почти 87% всех ДТП (173,9 тыс. аварий) случилось из-за того, что водители не соблюдали правила дорожного движения, и почти 40% аварий (76,9 тыс.) было свершено по вине водителей, которые неоднократно привлекались к административной ответственности. «Неоднократные правонарушения, как правило, совершает узкая категория граждан. В 2014 году 4,2 тыс. физиологических и юридических лиц совершили 100 и более нарушений ПДД», — говорилось в пояснительной писульке.
В первом чтении проект был принят 7 октября, на сбор исправлений ко второму чтению было отведено 30 дней. Но комитет по законодательству не сделался рассматривать законопроект во втором чтении в ноябре и не планирует этого мастерить на ближайшем заседании в начале декабря.
Законопроект вызвал бурливое обсуждение во время его рассмотрения депутатами в первом чтении. «Несложные граждане, которые ездят не на «гелендвагенах», а на обычных российских автомашинах, будут оказываться жертвами преступлений с обычной коррупционной составляющей. Не необходимо быть провидцем, чтобы отчетливо понимать, что эта норма ни к какому улучшению ситуации с аварийностью не повергнет, а приведет к росту коррупционной составляющей», — говорил тогда депутат от ЛДПР Александр Шерин. Три нарушения в год невозможно назвать систематическим нарушением, отмечал Олег Нилов из «Правой России».
Законопроект требует полноценного обсуждения, спешить принимать его невозможно, сказал РБК первый зампредседателя комитета Госдумы по законодательству единоросс Вячеслав Лысаков. «Законопроект коснется миллионов автомобилистов, а не лишь отморозков. Под удар могут попасть перевозчики, которые полжизни коротают за рулем, это их хлеб, было бы разумнее перенести его на следующий год», — пояснил депутат.
Лысаков подготовит ко второму чтению исправления, которые исключат из указанного списка нарушений непропуск пешеходов. Кроме того, он находит, что в данном проекте речь должна идти о превышении скорости на размер более 60 км/ч, а не 40 км/ч.
Также депутат предложит выключить из списка поворот налево и разворот там, где это запрещено, рассказал он РБК. «Зачастую знаки противоречат разметке, мы так полстраны отнимем прав», — заключил депутат.
Этот законопроект надо возложить под сукно, считает председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР). «Документом намечается лишать прав за нарушения, за которые уже предусмотрено такое кара. Надеюсь, что эта инициатива в условиях нового позиционирования Госдумы в касательстве других ветвей власти будет отложена. У правительства уже нет тех возможностей давить, какие бывальщины раньше», — пояснил он РБК.
Председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников на момент написания материала не смог предоставить комментарий РБК.
Этот законопроект не приведет к повышению безопасности дорожного движения, находит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«Злонамеренных нарушителей на дороге немного, меньше 1%. Они меньше воздействуют на количество аварий, чем отсутствие систем АБС на ряде моделей, продающихся на российском базаре. Вместо повышения безопасности на дороге мы повысим уровень коррупции. В советской практике уже бывальщины проколы прав за нарушения. Это не привело ни к чему хорошему», — произнёс он.