Инфернальная пенсионная реформа: на существование все равно не хватит
Россиянам не стоит надеяться на индивидуальный инвестиционный капитал
фото: Геннадий Черкасов
Знаковое число — 666?
Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК), сообразно Минфину, — совершенно новая составляющая пенсии, какая постепенно вытеснит традиционную, страховую часть накоплений на старость. Трудиться этот механизм будет так. Пенсия разделится на две части — государственную (страховую) и пенсионный капитал. С 2019 года работодатель будет платить взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Эти выплаты сделаются основой страховой части будущих пенсий работников, любой из которых сам решит, сколько ежемесячно перечислять в накопительную базу.
Если работник не пожелает принимать участия в этой системе и официально заявит об этом (кого-то из россиян давным-давно не устраивали официальные схемы формирования пенсионных накоплений, и они поспели стать клиентами негосударственных пенсионных фондов — НПФ), то с него не будут снимать проценты. У тех, кто не определится и продолжит оставаться «молчуном», страна само снимет на это средства с зарплаты. Причем ставка будет вырастать с 0% в первый год до 6% в течение шести лет.
Изначально в этой концепции планировалось, что, подписывая договор при приеме на работу, сотрудник сможет заблаговременно заявить об отношении к этой системе и желании или нежелании в ней участвовать. Но Минтруд выступил категорически против «обязаловки», объясняя свою позицию тем, что участие работника в системе ИПК надлежит быть строго добровольным.
Это логично. Для многих работающих россиян 6% от зарплаты — сентиментальная сумма в сравнении с нынешним 1% взноса в ПФР. Средняя зарплата в России на начин текущего года составляла 40 тыс. рублей. В пересчете на доллары по курсу 60 рублей получается знаковое число — $666. В соцсетях и электронных СМИ в шутку предположили, что система ИПК — не реальный инструмент накопления оружий на старость, а «сатанинский» подвох со стороны государства.
В каждой шутке, как популярно, есть доля правды. Не случайно уже возникли опасения, что ставку отчислений от зарплаты в накопительную доля через некоторое время доведут до 12% — это фактически сделается скрытым повышением налога на доход физических лиц. Непредсказуемость решений страны в долгосрочном аспекте и гибкое законодательство вызывают больше итого опасений у будущих пенсионеров.
Неочевидны преимущества системы ИПК и для работодателей. По новоиспеченной концепции, ИПК для тех предпринимателей, кто подключит (читай — заставит подключиться) своих работников к участию в этой системе, предусмотрены льготы по налогу на барыш. Но не факт, что работодатель сможет заставить всех своих сотрудников пойти на подобный шаг. Если обязательное участие не предусмотрено законом, то большинство работников могут отказаться от ИПК и работодатель не получит льгот.
Для головных офисов крупных корпораций, в каких заняты тысячи человек, налоговая льгота не будет очевидной. Тогда как затраты на обновление программного обеспечения в бухгалтериях филиалов и внедрение новоиспеченных громоздких компьютерных и административных программ окажутся весьма ощутимыми.
Не так ужасен дефицит…
По данным ПФР, в России на начало 2017 года проживало распорядка 42,73 млн пенсионеров. Это 29% населения страны. Из них 35,55 млн (24,2% всеобщего числа граждан) получают пенсию по старости и другие облики субсидий (по инвалидности, потере кормильца и тому подобное). Из них официально трудоустроены и продолжают трудиться почти 15,26 млн человек — то есть 43% от общего числа пенсионеров, сделавшихся таковыми в силу возраста.
Эта более 10% населения России. Цифра ощутимая. Она означает, что любой десятый россиянин, получая от государства пенсию по старости, не готов кончить трудовую деятельность. В то же время это говорит о том, что свыше 10% народонаселения страны, продолжая получать оклады или делая деньги на собственном бизнесе, субсидируются страной и создают дополнительную нагрузку на хронически дефицитный бюджет Пенсионного фонда.
Исходя из посредственного размера пенсии в России (около 13 тыс. рублей в месяц), страна тратит ежемесячно 200 млрд рублей, чтобы заткнуть прореху в бюджете ПФР. Поэтому разговоры о том, что пенсионный возраст должен быть повышен, весьма живы. Хотя некоторые политики называют саму постановку проблемы о повышении пенсионного возраста негуманной, но государству фактически выбирать не доводится — ведь ему необходимы дополнительные доходы, чтобы содержать всех пенсионеров. В первую очередность тех, кто не может работать и выживает исключительно благодаря государственным выплатам.
Напомним, что на 2017 год в ПФР дефицит бюджета запланирован в размере 220 млрд рублей. На первоначальный взгляд сумма, покрываемая за счет трансферта из федерального бюджета, астрономическая. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что отыскать подобные средства не так уж и сложно — было бы жажда. Судите сами. В первой редакции закона о федеральном бюджете доходы в этом году намечались на уровне в 13,49 трлн рублей, расходы — в 16,24 трлн. Дефицит, соответственно, намечается в рамках 2,75 трлн. Но это при среднегодовой цене на нефть в $40 за баррель. Сейчас «бочка» оценивается в $50–55 в посредственном за двенадцать месяцев.
В связи с этим меняется комбинация составляющих формулы, по какой рассчитывается главный финансовый документ страны. Согласно новоиспеченной редакции, доходы вырастут до 14,63 трлн, расходы — до 16,55 трлн. А дефицит бюджета на 2017 год снизится до 1,92 трлн рублей (с 3,2% до 2,1% ВВП). По-иному говоря, экономия составит почти 830 млрд рублей. Можно было бы «отломить» от этой суммы и побольше оружий на ликвидацию дыр Пенсионного фонда, особенно в преддверии будущих президентских выборов.
В начине 2016 года, когда обменный курс обвалился до 80 рублей за доллар, пессимисты прогнозировали, что дефицит ПФР превысит триллион рублей. По итогам он не дошел тогда и до 200 млрд. Совместно с этим очевидно, что дефицит Пенсионного фонда — надолго. Народонаселение России, несмотря на некоторые улучшения в демографическом процессе, старится. Сокращение численности прекратилось, и начался рост, но число трудоспособных граждан убывает. С 2015 года оно сократилась на 10%. Значит, многомиллионную армию отечественных пенсионеров сквозь несколько лет ждет прибавление. Нельзя исключать, что половина этих пенсионеров очутится по документам трудоспособной. Люди, выйдя на пенсию, продолжат трудиться. А правительство, соответственно, продолжит нести расходы на «трудоспособных» пенсионеров, тогда как на эти оружия можно было бы повысить пенсии нетрудоспособным, которые в надбавке к пенсии реально нуждаются.
О пользе административного ресурса
Идея пенсионных накоплений, и в частности ИПК, потребована как раз тем, что власть осознает, что при старении населения государство продолжит тащить огромные расходы, а дефицит Пенсионного фонда перерос в «хроническое заболевание». Страна стимулирует граждан откладывать из зарплаты на пенсию, пока кушать работа и немного средств на будущее, чтобы иметь надбавку на старость.
Однако накопительную часть государству тоже придется выплачивать. На эти мишени должны быть зарезервированы средства, но их, как мы видим, не хватает. Проблема в том, что если участие гражданина в системе ИПК будет добровольным, то в нее устроится гораздо меньше средств, чем ожидают Минфин и ЦБ.
Основания для скепсиса тут кушать. Скажем, программа, похожая на ИПК, некоторое время назад сорвалась в Италии. Причиной стал не экономический кризис, а связанный с добровольным участием в программе канцелярщина: необходимость нанимать дополнительный штат бухгалтеров и прибегать к услугам особых фирм на аутсорсинге — расходы на это непросто заложить в зарплату любого работника, особенно если в фирме работают тысячи человек.
Потому согласимся: для успешной реализации программы ИПК в России без «обязаловки» не стать. Это тот случай, когда административный ресурс должен заработать. Разумеется, накануне президентских выборов вряд ли кто-то ограничит выбор избирателей. В то же пора всем россиянам надо осознать: государство сможет индексировать пенсии лишь на уровень инфляции, что их нынешним получателям жизни не облегчит и до Баффета им будет достоверно не достать.
Подводит историческая память
Только нужны ли в принципе индивидуальные пенсионные капиталы и накопительные доли скудной пенсии рядовому пенсионеру или стяжателю этого статуса? Не несложнее ли государству отказаться от этой программы и предложить населению добровольно вкладывать доля зарплаты ежемесячно в выбранный НПФ, держать деньги в банке либо вложить их в государственные доходные бумаги — ОФЗ или в акции «лазурных фишек», которые могут принести неплохие дивиденды?
Выглядит все это прекрасно. Но проблема заключается в психологии населения. Отчасти в том, что в течение почти семидесятилетнего советского этапа гражданам не приходилось заботиться о будущем. Спокойную старость им гарантировало страна. Привычка откладывать на черный день имелась далеко не у всех. А в этап рыночных реформ Егора Гайдара многие пожалели о том, что сберегали денежки, а не тратили их, так как инфляция обесценила все накопления. Государство не удосужилось компенсировать даже доля тех потерь.
Исходя из этого опыта, миллионы россиян предпочитают существовать сегодняшним днем. В нашей исторической памяти — войны, дефолты, девальвации… В ожидании новоиспеченных мрачных событий не все готовы откладывать на будущее, как это принято в раскрученных западных странах. Потому наемные работники спокойно соглашаются трудиться в теневом секторе и получают «серые» зарплаты в конвертах: лучше реальные денежки сегодня, чем существующие только в обещаниях — завтра.
Между тем у россиян кушать успешная практика адаптации к кризисам, что доказали события 2008 и 2014 годов. Во немало развитых и развивающихся странах во время финансовых коллапсов часть сбережений населения в ВВП растет. Связано это с тем, что в кризис люди немало охотно берутся за сезонные работы, срочные договоры, труд на аутсорсинге и по совместительству, чтобы иметь запасные «аэродромы» на случай увольнения с основной труды. Временные и случайные доходы люди несут в банки или вкладывают их в валюту.
Россия — не исключение. По этим Росстата, в наиболее тяжелом для экономики страны 2015 году почти половина россиян имела сбережения. Потому недавно возникшую склонность к накоплению надо всячески поощрять — так, за счет освобождения граждан от уплаты НДФЛ с операций с ценными бумагами. Тогда можно будет задуматься о масштабных кампаниях по внедрению индивидуального пенсионного капитала, чтобы поддержать нашим людям в будущем не просто не потерять, а умножить свои накопления.
Тогда и покажутся русские баффеты, которые способны честно скапливать биллионы в условиях рыночной экономики, а не разворовывать народное имущество на поле общего развала. У государства же появится возможность стимулировать немало грамотное отношение граждан к заработанным деньгам и их собственному грядущему, а также не разбазаривать направо и налево резервные фонды.
Пенсионная реформа. Хроника событий