Иран наращивает госдолг, чтобы справиться с бюджетным кризисом

Иран наращивает госдолг, чтобы справиться с бюджетным кризисом

В середине мая Тегеран решил выпустить внутренние облигации для решения проблемы огромного бюджетного дефицита. Этот шаг может оказать комплексное воздействие на экономику Ирана.

В половине мая Тегеран решил выпустить внутренние облигации для решения проблемы огромного бюджетного дефицита. Этот шаг может оказать комплексное воздействие на экономику Ирана.

Планируется реализовать облигаций на общую сумму 2400 триллионов риалов. Между прочим, текущий государственный бюджет уже подразумевает выпуск внутренних облигаций на сумму 900 триллионов риалов. Правительство планирует заручиться похвалой Экономического координационного совета на выпуск дополнительных облигаций на 1500 триллионов риалов. Однако какое влияние эта политика окажет на экономику края?

Первый фактор, из-за которого этот подход критикуют эксперты, следующий: расчеты правительства основаны на объеме ожидаемого дефицита бюджета, а не на том, сможет ли экономика поглотить выпущенный объем облигаций. Всеобщий объем внутренних облигаций, выпущенных правительством за последние десятилетия, меньше, чем в нынешнем году. Вышеприведенный показатель составил 10% ликвидности экономики в крышке прошлого иранского года. Это беспрецедентный объем государственного долга для одного финансового года, но он необходим, учитывая ранимые финансовые факторы, обусловленные санкциями, низкими ценами на нефть и экономическим спадом на фоне COVID-19.

Эксперты сходятся во сужденье, что внутренние облигации — неидеальный инструмент финансирования дефицита бюджета, но, учитывая, что санкции ограничивают способность иранских воль получать доступ к международным фондам или выпускать облигации на международных рынках, это один из немногих возможных вариантов.

Сейчас эти облигации могут быть инструментом привлечения доли капитала, который подогревает фондовые рынки. Но для этого правительству необходимо предложить привлекательные для этого капитала процентные ставки. Внутренние облигации в здешней валюте приносят 14,5% годовых, проценты банков — от 15% до 18%. Эти показатели блекнут по сравнению с годовой инфляцией на степени 30% в текущем иранском году. Таким образом, инвестирование в твердую валюту или золото более безопасно для инвесторов, какие хотят победить инфляцию. С точки зрения инвесторов, показатели эффективности Тегеранской фондовой биржи более привлекательны, желая и более рискованны по сравнению с облигациями. Государственные облигации ориентированы на инвесторов с низким уровнем риска. Однако пока малопонятно, поглотят ли инвесторы этот объем.

Вот почему правительство решило продать часть новых облигаций ЦБ Ирана, иные облигации покроют задолженность правительства перед его кредиторами. Облигации третьей категории будут выставлены на аукцион ЦБ Ирана и реализованы банкам. В январе был принят закон, разрешающий продажу так называемых «исламских облигаций». Общая структура для таких транзакций была создана с поддержкой операций на открытом рынке, которые провел ЦБ Ирана. Применение этих законов означает, что облигации откроют возможность коротать финансовые операции между различными экономическими игроками с ограниченным влиянием на потоки ликвидности. Выпуск обычных облигаций в нормальных условиях может повергнуть к серьезным инфляционным импульсам. Но, продавая эти облигации кредиторам, ЦБ Ирана и коммерческим банкам, правительство пытается сдержать воздействие инфляции. Тем не немного будут и другие последствия, которые надо проанализировать.

Прежде всего эти облигации создают проблему прозрачности в государственных финансах. В прошедшем правительства финансировали бюджетный дефицит, задерживая платежи субподрядчикам, печатая деньги и расширяя долги перед ЦБ Ирана без надлежащей процедуры. Однако в новоиспеченной системе эти облигации станут госдолгом, который необходимо погасить. Основная часть облигаций будет выставлена на торги ЦБ Ирана. В начале каждой рабочей недели ЦБ Ирана проводит аукционы по облигациям, и банки могут делать ставки, вводящие средства финансового урегулирования, обмен другими активами и погашение старых долгов. ЦБ Ирана проводит операции на основе облигаций, выпущенных правительством. Срок погашения этих облигаций составит 3 года. Их годичные процентные ставки будут зависеть от того, выплачиваются проценты ежеквартально или начиная с даты погашения. Важно отметить, что ЦБ Ирана не имеет права приобретать облигации при первичном предложении, он является лишь оператором рынка. Однако ЦБ может участвовать в сделках с облигациями на вторичных рынках.

Также инвестиции в эти облигации позволят коммерческим банкам улучшить состояние их балансов и реорганизовать часть старых активов в новые прозрачные финансовые активы. Еще одним преимуществом является то, что они могут продать эти облигации ЦБ Ирана, если потребуется ликвидность. На основе этих облигаций банки смогут предлагать своим клиентам новые инвестиционные инструменты.

Иное последствие: консолидация рынка OMO — инструмента ЦБ Ирана по управлению объемом ликвидности в экономике. Учитывая, что неограниченная ликвидность была одним из основных факторов инфляции, преднамеренное использование ОМО поможет удержать инфляцию, срывающую покупательную способность в обществе.

Недостатком вышеперечисленных планов является давление на правительство, с тем чтобы принудить его предложить более высокие процентные ставки для привлечения пенсионных фондов, инвестиционных компаний для приобретения этих облигаций. В противном случае запланированный объем реализовать не удастся. Повышение процентных ставок уничтожит цель сдерживания инфляции, которая должна стоять в приоритете у воль.

Неизвестно, как эта схема повлияет на общее экономическое развитие. Новая практика может решить ряд текущих экономических проблем, прочертить необходимые структурные реформы в области финансовой прозрачности. Но в реальности будет много экономических и административных уязвимых пунктов.

Подробнее читайте на vesti.ru

Leave a Reply