Как банк «ТРАСТ» вернул доверие клиентов

Как банк «ТРАСТ» вернул доверие клиентов

Финансовое оздоровление банка «Траст» дает итоги: банк возвращает утраченные позиции на рынке — за три квартала этого года активы банка вытянулись на 66 млрд руб., а чистая прибыль — до 4 млрд руб.

Как банк «ТРАСТ» вернул доверие клиентов

Три приоритета

— Чем уходящий год выделяется от 2015-го?

— В 2015 году мы только начали санацию банка и бывальщины сосредоточены на поиске источников проблем, которые проявились у «Траста» в 2014 году и повергли к необходимости его оздоровления. Мы разгребали «завалы», оставленные прежним руководством: расследовали вина образования в капитале «Траста» дыры, ее истинные размеры, разрабатывали новоиспеченную стратегию, позволяющую вернуть «Траст» к нормальной работе. Многие проблемы удалось решить, и в этом году главной задачей было — создать в банке новоиспеченный здоровый бизнес, новые депозитный и кредитный портфели. Причем оба рослого качества. Нам понятно, по каким направлениям будет развиваться бизнес банка дальней.
Справка МК

В декабре 2014 года в «Трасте» введена преходящая администрация, большинство операций и расчетов заморожены. Санация «Траста» сделалась одной из крупнейших в российской истории. Конкурс АСВ на санацию банка выиграло «Открытие» (по сведениям «МК», также в нем принимали участие Альфа-банк, Бинбанк и МДМ Банк, но «Открытие» предложило лучшие обстоятельства). Бывшие собственники «Траста» Илья Юров, Сергей Беляев и Николай Фетисов сбежали за рубеж и находятся в международном розыске. В начале 2015 года МВД возбудило уголовное дело о мошенстве в особо крупном размере (ст.159 УК) в отношении бывших обладателей и некоторых руководителей банка.

— Почувствовал ли банк режим санкций?

— Наш банк трудится только на территории РФ, он для российских клиентов, поэтому на банк санкции Заката не повлияли.

— Ваши приоритеты в уходящем и будущем году?

— Первая ключевая задача — вернуть и вычесть доверие клиентов. Мы с ней справились. Вторая — создать новый трудящийся бизнес, который бы приносил доход и позволял своевременно исполнять наши обязательства перед вкладчиками и страной. В этом направлении также многое сделано и продолжает делаться. Наконец, третья доля процесса оздоровления — возвратить в банк активы, утраченные в итоге действий бывшего менеджмента. Эта задача требует больше поре, в том числе потому что для ее решения нам необходимо одержать победы в кораблях — не только российских, но и зарубежных. У нас в этих вопросах большой эксперимент, мы понимаем, что этот процесс займет не один год, но мы сделаем все вероятное, чтобы по максимуму вернуть деньги в банк.

Продукты и услуги

— Сколько заработал «Траст»?

— С момента основы санации новому руководству банка удалось построить эффективно трудящийся бизнес. Так, по итогам трех кварталов этого года активы банка по МСФО вытянулись на 66 млрд руб. (+ 42%), до 224,2 млрд руб., работающие активы банка за этот же этап выросли на 63 млрд рублей. В январе-сентябре чистая барыш банка по МСФО составила более 4 млрд рублей, при этом за тяни 2015 год банк заработал около 1 млрд рублей. Нахожу, что «Траст» в уходящем году сделал большой шаг вперед в своем развитии. Ныне наш банк обладает достаточным объемом качественных активов, что позволяет ему целиком обеспечивать залогами займы, предоставленные АСВ, на сумму 127 млрд руб.

— В чем секрет успеха?

— Активы возросли благодаря приросту нового качественного кредитного портфеля. Также гораздо вырос и портфель высококачественных облигаций корпоративных заемщиков и государственных облигаций ОФЗ. Наша стратегия торговли на базаре ценных бумаг в этом году оказалась эффективной. Не секрет, что группа «Открытие» обладает порядочной экспертизой в финансовом оздоровлении кредитных организаций. Конечно, этот эксперимент и знания специалистов приносят большую пользу. Я сам лично участвовал в проектах санации нескольких банков. (Усмехается.)

— Какие результаты на розничном рынке?

— Одна из причин проблем престарелого «Траста» — привлечение очень дорогих депозитов, какие нужно было как-то отбивать. Сейчас «Траст» предлагает базарные ставки, отражающие его устойчивость. С начала года «Траст» снизил ставку по депозитному портфелю физиологических лиц на 1,5%, что позитивно повлияло на финансовый результат и процентную маржу. Сейчас посредственная ставка по депозитам составляет 9,5%. Мы не ведем агрессивную политику по привлечению лепт, стараемся подходить к этому вопросу с позиции здравого резона. Ставки у нас конкурентные. Все больше клиентов доверяют банку, обнаруживая депозиты в «Трасте». Любой человек может найти у нас продукт, отвечающий его льющимся потребностям.

— Что пользуется спросом?

— Самые популярные продукты — лепты с максимальными ставками без опций снятия и пополнения («Свои люд», «Щедрые проценты»). Их доля составляет немало 60%. Также востребован новый вклад «Оптимальный курс», позволяющий клиенту отстаивать свои сбережения от колебаний курсов валют на рынке, конвертировать оружия между счетами в разных валютах без расторжения вклада и получать при этом ставку, сопоставимую со ставками по классическим лептам. Несмотря на непростую ситуацию, за 11 месяцев «Траст» нарастил портфель лепт физлиц на 20%. Напомню, что розничное кредитование клиентов «с улицы» мы пока не осуществляем.

— Какие новоиспеченные продукты и услуги появились?

— В этом году банк запустил цельный ряд новых кредитных продуктов: специальные программы для пенсионеров и сотрудников кредитной организации. Показались новые коробочные продукты, сопутствующие финансовым услугам. Мы предложили клиентам инвестиционное и накопительное страхование, какое оказалось востребованным, а также медицинское страхование, целый ряд иных страховых программ. С начала года доходы банка по новоиспеченным комиссионным продуктам выросли в 2,5 раза. Уверен, что в 2017 году в нашей линейке покажутся интересные новинки.

— На что сделали ставку на корпоративном рынке?

— В этом сегменте ключевой критерий — качество заемщика. Мы фокусируемся не на каких-то конкретных секторах экономики, а на верных и качественных компаниях. В любом секторе есть крепко стоящие на ногах клиенты. Мы чистоплотно подходим к выбору заемщиков. Тем не менее с конца 2015 года число счетов, открываемых юрлицами, выросло на 70%.

Сэкономили на офисах

— Банк сжал сеть офисов.

— Одной из причин проблем «Траста» была неэффективная стратегия. Когда базар кредитования затормозил, «Траст» продолжал выдавать кредиты, для этого трудились люди и отделения. Поэтому вместе с пересмотром стратегии мы сжали расходы на избыточную сеть и неэффективный персонал. Это позволило нам вдвое снизить затраты. Кроме того, мы деятельно используем инновационные технологии, в том числе лучшие наработки группы «Открытие», потому все нововведения обходятся нам гораздо дешевле.

— Какая судьба региональной сети?

— Мы реорганизуем сеть офисов, основные приоритеты при этом — качественный сервис, эффективность, прибыль. Концентрируемся на тех регионах, где наш банк неплохо знают, где его продукты пользуются спросом, где ему верят люди. Подобный подход позволяет быть более устойчивыми, надежными и предсказуемыми для наших клиентов.

Защита заинтересованностей

— Как банк защищает свои интересы в судах?

— Одна из значительных задач — привлечь к ответственности бывших акционеров банка, какие фактически довели банк до финансового краха и прячутся от российского правосудия за рубежом. Банк подал в Высокий суд Лондона иск на сумму $830 млн. На пора разбирательства заморожены активы ответчиков. Мы позитивно расцениваем наши судебные перспективы и надеемся вернуть на баланс банка порядочную часть похищенных денег. Также в судах банк защищается от неосновательных претензий третьих лиц и взыскивает проблемную задолженность.

— Какое грядущей у «Траста» после санации?

— Процедура санации банка рассчитана на 10 лет. Уже ныне нам удалось вывести бизнес «Траста» в прибыль и добиться эффективности по всем основным курсам. В перспективе десяти лет мы рассчитываем вернуть банку его лидирующие позиции на розничном базаре и полностью восстановить доверие как вкладчиков, так и государства.

Сергей Кривянский

Санкции . Хроника событий

Leave a Reply